На главную Карта сайта Контакты

 

Как нас найти
664003, г. Иркутск, ул. Ленина, 3,
т.(3952) 200-205
e-mail: vresh@socio.isu.ru,
socioisu@mail.ru

Институт социальных наук ИГУ

Социологическая лаборатория

2014 год 

17 января 2014 года – защита научно-исследовательских проектов инновационного проектного характера, выполненных в рамках курсовых проектов (научный руководитель – доктор социологических наук, профессор Грабельных Т.И.):

1)                 «Научное просвещение как фактор активизации политической жизни региона: инновационный проект по созданию студенческих информационно-аналитических центров по политическому просвещению населения Иркутской области» (автор Барсукова М.И.). Всего опрошено 50 чел. В качестве респондентов выступили жители Иркутской области.

2)                 «Условия и основные механизмы адаптации мигрантов к системе социальных взаимозависимостей в крупном сибирском городе: инновационный проект по созданию межрегионального института миграции в городе Иркутске» (автор Воронкина Е.С.). Всего опрошено 50 чел. В качестве респондентов выступили население и мигранты г. Иркутска.

3)                 «Украшения в жизни женщины как фактор самоутверждения и устойчивости социального статуса в современном обществе: инновационный проект по разработке оригинальной методики измерения степени важности украшений в жизни современной женщины (на примере успешных женщин Иркутской области)» (автор Губанова М.В.). Всего опрошено 50 чел. В качестве респондентов выступили женщины Иркутской области.

4)                 «Повышение личной мотивации к сохранению здоровья как фактор развития физического потенциала молодежи: инновационный проект по созданию информационного портала о здоровье молодежи в городах Иркутской области» (автор Емельянова Н.Р.). Всего опрошено 50 чел. В качестве респондентов выступили жители Иркутской области в возрасте от 14 до 30 лет.

5)                 «Утопии и антиутопии XXI века: истоки, социальные факторы, спрос: инновационный проект по регулированию спроса на антиутопии (на примере г. Иркутска)» (автор Казазаева М.Ю.).

6)                 «Роль федеральных структур в управлении процессами восстановления социально-производственной инфраструктуры Амурской области в условиях чрезвычайных ситуаций: инновационный проект по созданию актуального экспертного портала по социально-экономическим вопросам (АЭП «Восстановление») с привлечением ученых и специалистов-практиков федерального уровня ( автор Морева А.А.). Всего опрошено 50 чел, пострадавших от наводнения, произошедшего в июле 2013 года в Амурской области (от 18 лет).

7)                 «Идолы» XXI века и их влияние на интегративные социальные взаимодействия: инновационный проект по созданию системы ментальных и социальных индикаторов общественного сознания россиян» (автор Мясникова В.Л.). Всего опрошено 50 чел, проживающих в 3 городах: Москве, Иркутске и Ангарске в возрасте от 18 лет.

8)                 «Развитие молодежного экстремального спорта как фактор досуговой активности молодежи в Иркутской области: инновационный проект по созданию многопрофильных спортивных площадок муниципального уровня с привлечением профессиональных тренеров для молодежи (на примере города Иркутска)» (автор Непомнющая А.В.). Всего опрошено 50 чел в возрасте от 14 до 30 лет, включая школьников, студентов и работающих г. Иркутска.

9)                 «Распространение новых стилей девиантного поведения молодёжи как следствие углубления маргинализации в России: инновационный проект по созданию консультационно-исследовательского центра «Социальная норма» (автор Павловская В.С.).

10)             «Особенности конструирования профессионального и жизненного пространства женщины-следователя в России: инновационный проект по созданию ведомственного центра здоровья и отдыха по активизации жизненных сил женщины (на примере Восточно-Сибирского управления внутренних дел на транспорте (ВСУВДТ)» (автор Петрова Т.О.). Всего опрошено 40 человек - женщин-следователей города Иркутска. Возраст респондентов от 21 года до 55 лет.

11)             «Коллегиальные органы управления как ведущие субъекты инициирования и продвижения инновационных идей и проектов на уровне образовательных учреждений Иркутской области: инновационный проект по организации и проведению стратегических «неформальных» сессий экспертно-аналитического профиля по проблемам духовно-нравственного воспитания школьников» (автор Пилизина Д.О.). Всего опрошено 50 человек – представителей коллегиальных органов управления образовательных учреждений Иркутской области.

12)             «Причины, последствия и самодетерминация компьютерной зависимости у российских школьников: инновационный проект по организации совместных мероприятий педагогов, родителей и детей, активизирующих эмоционально-волевую составляющую личностных качеств школьников (на примере БОУ образовательных учреждений города Иркутска)» (автор Прончина Д.К.). Всего опрошено 50 человек, имеющих детей школьного возраста, проживающих в г. Иркутске.

13)             «Ключевые механизмы детерминации и самодетерминации формирования профессиональных ориентаций школьников в условиях модернизации образования: инновационный проект по созданию открытых профессионально-ориентированных площадок с участием ведущих субъектов социализации на базе общеобразовательных учреждений Иркутской области» (автор Руденко Е.С.). Всего опрошено 50 учащихся в школах Иркутской области в возрасте от 15 до 18 лет.

14)             «Развитие деловых коммуникаций как условие эффективной реализации ресурсного потенциала крупного российского города: инновационный проект по созданию Иркутского делового центра «Перспектива» (автор Стефановский С.Е.). Всего опрошено 50 жителей Иркутской области.

15)             «Взаимодействие «старых» и «новых» традиций в социокультурном пространстве современного города как фактор самореализации молодежи: инновационный проект по разработке стратегии внедрения передовых социокультурных практик среди молодежи в условиях крупного сибирского города (на примере г. Иркутска)» (автор Сорокина А.В.).

16)             «Проблемы институционализации культурно-досуговой деятельности детей и подростков в Иркутской области и основные пути их решения: инновационный проект по созданию некоммерческих научно-экспертных центров лабораторного типа для прохождения успешной социализации детей и подростков» (автор Толстоухова А.А.). Всего опрошено 50 школьников г. Иркутска.

17)             «Организация и управление занятостью молодежи на селе в условиях российского региона: инновационный проект по управлению профессионально-отраслевой динамикой молодежи в Усть-Ордынском муниципальном образовании» (автор Убогонова Ю.А.) Всего опрошено 50 жителей Иркутской области в возрасте от 18 до 35 лет.

18)             «Привлекательность ночных клубов как фактор трансформации ценностных приоритетов молодежи нового времени: инновационный проект по созданию информационно-аналитического центра по изучению клубной активности городской молодежи (на примере города Иркутска)» (автор Шаманская С.А.) Всего опрошено 50 человек (18 мужчин и 32 женщины) в возрасте от 18 до 30 лет.

 

1 февраля 2014 г.: развитие социологической лаборатории как учебно-производственной базы и инициатора установления партнерских отношений с работодателями

Общие сведения

о заключенных договорах по установлению баз практик для студентов по специальности/направлению подготовки «Социология» и развитию взаимовыгодного сотрудничества Института социальных наук ИГУ с работодателями

 

1.        Аппарат Губернатора Иркутской области и Правительства Иркутской области (Договор на проведение производственной (преддипломной) практики студентов от 14.11.2012 г. № 05-34-126/12) – бессрочный

2.        Государственное учреждение здравоохранения «Иркутский областной клинический консультативно-диагностический центр» (Договор на проведение производственной (преддипломной) практики студентов от 13.03.2012 г.) – бессрочный

3.        Областное государственное учреждение «Аппарат Общественной палаты Иркутской области» (Договор на проведение производственной (преддипломной) практики студентов от 21.03.2012 г.) – бессрочный.

4.        Молодежный Благотворительный Фонд «Возрождение Земли Сибирской» (Договор на проведение производственной (преддипломной) практики студентов от 12.04.2012 г.) – бессрочный

5.        Управление Федеральной миграционной службы по Иркутской области (Договор на проведение производственной (преддипломной) практики студентов от 13.06.2013 г.)

6.        Избирательная Комиссия Иркутской области (Договор о сотрудничестве №010-03-011 от 22.04.2010 г.) сроком на 3 года

7.        Областное государственное автономное учреждение культуры «Иркутский областной кинофонд» (Договор на проведение производственной (преддипломной) практики студентов от 15.02.2012 г.) – бессрочный

8.        Уполномоченный по правам ребенка в Иркутской области (Договор на проведение производственной (преддипломной) практики студентов от 09.04.2012 г.) – бессрочный

9.        Министерство социального развития, опеки и попечительства Иркутской области (Договор на проведение производственной (преддипломной) практики студентов от 17.04.2012 г.) – срок действия до 17.04.2017 г.

10.    Министерство экономического развития и промышленности Иркутской области (Договор на проведение производственной (преддипломной) практики студентов от 03.05.2012 г.) – бессрочный

11.    Министерство образования Иркутской области (Договор на проведение производственной (преддипломной) практики студентов от 17.01.2013 г.) – бессрочный

12.    Служба записи актов гражданского состояния Иркутской области (Договор на проведение производственной (преддипломной) практики студентов от 23.01.2013 г.)

13.    Областное государственное учреждение Центр занятости города Иркутска
14.    ООО «Обратная связь» (Договор на проведение производственной (преддипломной) практики студентов от 19.04.2012 г.) – бессрочный
15.    Администрация города Иркутска (Соглашение о социально-экономическом сотрудничестве № 010-64-1916/8 от 18.06.2008 г.).

16.    Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Иркутской области (Договор на проведение производственной (преддипломной) практики студентов от 24.12.2012 г.) – бессрочный.

17.    Управление Министерства Внутренних Дел России по г. Иркутску (Договор на проведение производственной (преддипломной) практики студентов от 26.02.2013 г)

18.    Иркутское областное отделение Общероссийской общественной организации «Российский Красный Крест» (Договор на проведение производственной (преддипломной) практики студентов от 02.03.2012 г.) – бессрочный.

19.    Ассоциация общественных объединений многодетных семей Иркутской области «Берегиня» (Договор на проведение производственной (преддипломной) практики студентов от 28.03.2012 г.) – бессрочный.

20.    Общество с ограниченной ответственностью «Актив Центр сопровождения бизнеса» (Договор на проведение производственной (преддипломной) практики студентов от 28.03.2012 г.) – бессрочный.

21.    Ангарский филиал Федерального государственного бюджетного учреждения «Восточно-Сибирский научный центр экологии человека» Сибирского отделения Российской академии медицинских наук (Договор на проведение производственной (преддипломной) практики студентов от 06.04.2012 г.) – бессрочный.

22.    Общество с ограниченной ответственностью «БИТ Центр Автоматизации Учета» (Договор на проведение производственной (преддипломной) практики студентов от 09.04.2012 г.) – бессрочный.

23.    Министерство по физической культуре, спорту и молодежной политике Иркутской области (Договор на проведение производственной (преддипломной) практики студентов от 17.04.2012 г.) – бессрочный.

24.    Управление Федеральной службы судебных приставов по Иркутской области (УФССП России по Иркутской области) (Договор на проведение производственной (преддипломной) практики студентов от 30.05.2012 г.)

25.    Иркутское региональное отделение Всероссийской политической партии «Единая Россия» (Договор на проведение производственной (преддипломной) практики студентов от 18.04.2013 г.).

26.    Автономная некоммерческая организация «Центр независимых социальных исследований и образования» (Договор на проведение производственной (преддипломной) практики студентов от 01.07.2013 г.).

27.    Областное государственное автономное учреждение культуры Иркутский академический драматический театр им. Н.П. Охлопкова (Договор на проведение производственной (преддипломной) практики студентов от 09.01.2013 г.).

28.    Восточно-Сибирская железная дорога – филиал открытого акционерного общества «Российские железные дороги» (Договор на проведение производственной (преддипломной) практики студентов №2404/6 от 20.12.2013 г.).

29. Отдел организации дознания Восточно-Сибирского линейного Управления МВД России на транспорте (Договор на проведение производственной (преддипломной) практики студентов от 20.03.2014 г.).
 

 В период с 17.02.2014 по 28.02.2014 гг. социологическая лаборатория региональных проблем и инноваций Института социальных наук и НИЧ ФГБОУ ВПО «ИГУ» в рамках научно-исследовательского проекта «Инновационная модель и стратегия развития партнерских отношений образовательных систем и субъектов регионального развития» (научный руководитель проекта – д-р социол. наук, проф. Т.И. Грабельных) провела мониторинговое исследование по иркутским вузам на тему «Механизмы активизации международной академической мобильности в иркутских вузах: подходы, мнения, оценки» с целью разработки комплекса конкретных мер по развитию институциональных механизмов международной академической мобильности в вузе (опрос проводится один раз в пять лет). В исследовании участвовали руководители и специалисты в сфере международной академической мобильности 6 ведущих иркутских вузов: ФГБОУ ВПО «ИГУ», ФГБОУ ВПО «БГУЭП», ФГБОУ ВПО «ИГЛУ», ФГБОУ ВПО НИ «ИрГТУ», ФГБОУ ВПО «ИрГУПС», ФГБОУ ВПО «ИрГСХА». Всего было опрошено 54 эксперта. Результаты исследования в формате презентационных материалов будут представлены на региональном научно-практическом круглом столе «Новый этап активизации международной академической мобильности в иркутских вузах (в аспекте проблем развития кадрового потенциала Иркутской области на период до 2020 года)», который пройдет 16 апреля 2014 г. (время проведения: 14.00-16.00) на базе Института социальных наук Иркутского государственного университета (место проведения: ул. Ленина, 3 ауд. 119).

 
 
Социологи Института социальных наук ИГУ готовы к реализации своих профессиональных компетенций
 
 

3 апреля 2014 г. социологической лабораторией региональных проблем и инноваций ИСН и НИЧ ИГУ с участием представителей Общественной палаты Иркутской области проведена дискуссионная площадка по оказанию консультационно-информационной помощи в определении профессионально-личностных стратегий молодежи «Развитие профессиональных ориентаций, гражданской преемственности и социальной ответственности среди молодежи» на базе Благотворительного Фонда «Семьи детям» (г. Ангарск).

 
3 апреля 2014 г. социологической лабораторией региональных проблем и инноваций с участием представителей Комиссии по развитию гражданского общества и Комиссии по науке и образованию Общественной палаты Иркутской области проведена дискуссионная площадка по оказанию консультационно-информационной помощи в определении профессионально-личностных стратегий молодежи «Развитие профессиональных ориентаций, гражданской преемственности и социальной ответственности среди молодежи». Впервые к организации и проведению такого мероприятия были привлечены студенты 3 курса направления подготовки «Социология» (профиль «Экспертно-аналитическая деятельность в управленческих структурах), чья профессиональная деятельность будет неразрывно связана не только с проведением научных исследований, педагогической, организационно-управленческой и проектной деятельностью, но и с оказанием экспертных, аналитических, консалтинговых и информационных услуг. Молодежь, представляющая Благотворительный Фонд «Семьи детям» (руководитель Фонда – Садовская А.В., г. Ангарск), имела возможность задать вопросы студентам – социологам первого выпуска бакалавров Иркутского государственного университета.

     Участники дискуссионной площадки

 К обсуждению было представлено 5 актуальных тем с презентационными материалами, ориентирующими молодежь, находящуюся в трудной жизненной ситуации, на конструктивный подход в определении и реализации своих профессионально-личностных стратегий:

 1.«Профессиональные ориентации и возможности трудоустройства молодежи в Иркутской области» (Руденко Е.)
Елена Руденко


 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
2.      «Гражданская и политическая активность среди молодежи Иркутской области и условия ее повышения» (Барсукова М.)
Мария Барсукова


 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
3.      «Современные идолы в глазах молодежи и механизмы формирования социальной ответственности» (Мясникова В.)
Виктория Мясникова


 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
4.      «Молодежный экстремальный спорт в аспекте конструирования жизненного пути» (Непомнющая А. )
Александра Непомнющая


 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
5.      «Проблемы и перспективы «выживания» молодежи в современных условиях (на примере чрезвычайных ситуаций)» (Морева А.)
Александра Морева
 


 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Представленные материалы вызвали острый интерес у аудитории. В обсуждении принимали участие преподаватели и студенты двух ангарских колледжей. Подводя итоги проведенному мероприятию, инициатор и организатор дискуссионной площадки, профессор ИГУ, член Общественной палаты Иркутской области Т.И. Грабельных, отметила: «Потребность в обсуждении поднятых студентами социологами вопросов продиктована самой жизнью. От современной молодежи мы ожидаем высокой социальной и гражданской, политической и инновационной активности, хотя не всегда соотносим ее реальные возможности и ожидаемые результаты. По итогам проведенной дискуссии видно, что ожидания у всех разные, как и разные стартовые возможности у молодежи, механизмы их государственной и социальной поддержки. И мы должны говорить об этом!»

ИГУ и Иркутский энергетический колледж: курс на партнерство при решении молодежных проблем

17 апреля 2014 года состоялась студенческая дискуссионная площадка, организованная Социологической лабораторией региональных проблем и инноваций Института социальных наук и НИЧ ИГУ совместно с Иркутским энергетическим колледжем (директор – Н.А. Потороченко) при участии Комиссии по науке и образованию Общественной палаты Иркутской области. На обсуждение были вынесены актуальные вопросы, отражающие взаимосвязь профессионального самоопределения, гражданской преемственности и социальной ответственности среди молодежи. Студенты – социологи впервые имели возможность выступить в стенах энергетического колледжа (А. Морева, М. Барсукова, В. Мясникова, С. Шульгина, А. Непомнющая, Е. Руденко и др.).

«В условиях проведения нового курса на развитие кадрового потенциала в Иркутской области и формирование новых механизмов взаимодействия и партнерства, фокусирование внимания на сотрудничестве между вузами и ссузами при решении определенного круга проблем – вполне закономерно. Проведенное мероприятие можно рассматривать как отправную точку в развитии новой системы взаимосвязей по подготовке кадров в Иркутской области», - резюмирует профессор ИГУ, член Общественной палаты Иркутской области Т.И. Грабельных. С таким мнением согласна и зам. директора Иркутского энергетического колледжа по учебно-воспитательной работе О.Б. Рыкова, «профессиональный рост напрямую связан с личностным развитием. Система профессионального образования с необходимостью должна способствовать формированию и реализации профессионально-личностных стратегий. В этом отношении проведенное мероприятие весьма символично».

Фото Ю.П. Циркуновой
 
Экспертное мнение о необходимости выхода на новый уровень развития международного сотрудничества
 

16 апреля 2014 года в Иркутском государственном университете с участием Комиссии по науке и образованию Общественной палаты Иркутской области состоялся Региональный научно-практический круглый стол «Новый этап активизации международной академической мобильности в иркутских вузах (в аспекте проблем развития кадрового потенциала Иркутской области на период до 2020 года)». Проведение круглого стола было инициировано социологической лабораторией региональных проблем и инноваций Института социальных наук и НИЧ ФГБОУ ВПО «ИГУ» в связи с внедрением территориально-дифференцированного подхода при мониторинге эффективности вузов при сохраняющихся требованиях (критериях) к оценке его международной деятельности.

Вниманию участников экспертной площадки впервые были представлены результаты экспертного опроса «Механизмы активизации международной академической мобильности в иркутских вузах: подходы, мнения, оценки». В фокусе рассмотрения также находились и результаты анализа официальных сайтов крупных организаций Иркутской области по вопросам востребованности специалистов высшей квалификации международного уровня в реализации инвестиционных проектов Иркутской области на период до 2020 года и сайтов шести иркутских вузов (участников опроса) по проблемам их интеграции в международное образовательное пространство, углублению профессионализации на международном уровне и востребованности специалистов международного уровня в Иркутской области. С базовым докладом выступили зав. социологической лабораторией, д-р социол. наук, профессор Т.И. Грабельных и научный сотрудник лаборатории Е.С. Козлова.

Обсуждение ключевых вопросов на встрече проходило по пяти направлениям:
1.         Востребованность специалистов высшей квалификации международного уровня в экономике и социальной сфере региона.
2.         Кадровый потенциал вуза в свете активизации международной академической мобильности.

3.         Внедрение сетевого взаимодействия субъектов региональной системы профессионального образования по вопросам международного сотрудничества как условие ускоренного развития рынка образовательных услуг в Иркутской области.

4.         Совершенствование механизмов взаимодействия иркутских вузов с работодателями (в том числе, с субъектами (холдингами), реализующими инвестиционные проекты Иркутской области) по актуальным вопросам подготовки кадров.

5.         Приоритетные формы и перспективы сотрудничества иркутских вузов в области образования и науки с зарубежными партнерами по вопросам расширения международной академической мобильности.

В работе круглого стола приняли активное участие более 20 экспертов из числа руководителей и ведущих специалистов в сфере международного сотрудничества 6 ведущих иркутских вузов: ФГБОУ ВПО «ИГУ», ФГБОУ ВПО НИ «ИрГТУ», ФГБОУ ВПО «БГУЭП», ФГБОУ ВПО «ИрГУПС», ФГБОУ ВПО «ИГЛУ», ФГБОУ ВПО «ИрГСХА». Экспертное мнение также было представлено от Министерства экономического развития Иркутской области и Общественной палаты Иркутской области.

Итогом экспертного обсуждения стала выработка предложений по дальнейшему развитию институциональных механизмов международной академической мобильности в иркутских вузах и формирование рекомендаций по корректировке Концепции развития кадрового потенциала Иркутской области на период до 2020 года.

 
Фрагменты выступлений некоторых участников круглого стола
 
Т.И. Грабельных, доктор социологических наук, профессор, член Общественной палаты Иркутской области:

«Сегодня мы собрались обсудить проблемы, решение которых имеет приоритетное значение в реализации программ развития вузов. В региональном разрезе проблемы международной академической мобильности мы изучали с 2007-2008 гг., когда речь шла только о возможностях вхождения российских вузов, в том числе региональных университетов, в Болонский процесс и выработке механизмов, обеспечивающих их интеграцию в международное образовательное пространство. Иркутский классический университет был одним из тех немногих российских вузов, кто участвовал в разработке инструментария, который позже получит отражение в критериях международной деятельности вузов по оценке их эффективности.

По происшествии более 5 лет с позиции ФЗ № 273 от 29.12.2012 г. «Об образовании в РФ» мы констатируем принципиально новый подход к рассматриваемой проблематике и выход на новый уровень развития международного сотрудничества российских вузов с точки зрения их интегрированности, в значительной мере интегрированности науки, образования и производства с учетом международной составляющей. В подтверждение этого тезиса мы делаем ссылки на результаты экспертных обсуждений по корректировке Концепции мониторинга эффективности вузов 2014 г., где со всей остротой говорится о необходимости внедрения территориально-дифференцированного подхода при сохраняющихся требованиях (критериях) к оценке международной деятельности вуза. Это первый момент. Второй момент – это актуализация вопроса, как и всех полученных нами данных по экспертному опросу, в свете регионального развития. Речь идет в первую очередь о корректировке (или внесении предложений) по Концепции развития кадрового потенциала Иркутской области на период до 2020 г., проект которой разработан на базе Министерства труда и занятости Иркутской области, а также о разработке Концепции инвестиционного развития Иркутской области на период до 2025 г. (подготовка данного документа осуществляется на базе Министерства экономического развития Иркутской области). Освещение концепций представителями двух Министерств в рамках круглого стола на Образовательном форуме – Приангарья 2014 г. показало, что работа над документами продолжается и мы, вузовская общественность, а сегодня на обсуждении присутствуют и члены Общественной палаты Иркутской области, можем внести свои предложения, поскольку поднимаемый спектр вопросов, например, по Концепции развития кадрового потенциала Иркутской области в части уровневой системы подготовки (параграф 3.2.3. Высшее профессиональное образование), сетевой формы реализации образовательных программ, механизмов взаимодействия с работодателями – не отражен в полной мере.

Констатация неиспользования образовательного потенциала региона должна подкрепляться конкретными механизмами сотрудничества и партнерства всех субъектов регионального развития, отраженными в соответствующих документах с позиции ФЗ «Об образовании в РФ» (2012). Таков контекст, предшествующий освещению результатов экспертного опроса и выработке с нашей стороны научно-практических рекомендаций».

 
Т.В. Лиштованная, начальник Управления международных связей ФГБОУ ВПО «ИГУ», кандидат филологических наук, доцент:

«Я хотела бы высказать некоторые соображения по теме круглого стола, а именно, – остановиться на понятии нового этапа в активизации международной академической мобильности. Важно понять, что международная академическая мобильность идет через языковую подготовку. Словосочетание «новый этап» мне видится в таком ключе. В контексте эффективности деятельности вуза и ее оценки сегодня как никогда, большое внимание уделяется именно международной деятельности. Если раньше академическая мобильность воспринималась только летними языковыми курсами, которые длились 3 недели, то сейчас задача усложняется в разы: показатели учитывают трехмесячное и более долгое пребывание и образование за рубежом, независимо касается ли это студентов, или преподавателей, профессуры. В этой связи возникает два вопроса: во-первых, способны ли наши студенты в языковом отношении выдержать семестровое нахождение, воспринимать дисциплины на языке и, во-вторых, что для этого нужно? Я только что вернулась из Франции и привезла 3 соглашения по двум дипломам по специальностям «Аквакультура», «Туризм», «Прикладные иностранные языки», применимые к коммерции. В каждом соглашении прописывается уровень языковой подготовки, согласно Болонской декларации. Поэтому мы должны ответить на главный вопрос - насколько наши студенты подготовлены с тем, чтобы получить этот сертифицированный уровень, подтверждающий их языковую компетентность. Вторая проблема – это расширение языкового спектра в вузах. Кроме того, наряду с проблемой преподавания языка в школах, существует проблема подготовки преподавателей - предметников, которые способны вести курсы на иностранном языке. В этой связи, стратегически в вузах должны существовать программы, чтобы предоставить эту возможность преподавателям. Понятно, что языковая подготовка требует большого объема времени. Не все способны 2 раза в неделю по 2 часа «жертвовать» на языки. Это целый комплекс проблем, который мне представляется на новом этапе активизации международной академической мобильности».

 

Т.Г. Озерникова, проректор по учебной работе и международной деятельности ФГБОУ ВПО «БГУЭП», доктор экономических наук, профессор:

«Значимость мобильности очень высока, причем высока она на самых разных структурных уровнях. Степень осознания данной проблемы очень разная. Понятно, что в международном масштабе формирование единого образовательного пространства, гуманизация отношений, это также как и язык – «мягкая» сила, которая позволяет урегулировать конфликты. Значение данного феномена можно сравнить и с народной дипломатией, который, в целом, осознается на уровне мирового сообщества и на уровне разных государств. Между тем, на уровне регионов и предприятий степени осознанности, значимости развития академической мобильности, действительно, нет. Наш вуз располагает опытом реализации программ двойного дипломирования, есть студенты, которые продолжали обучение в вузах, - как в европейских (французских), так и в китайских, - однако, они со своими профессиональными компетенциями востребованы не в Иркутской области, а за рубежом. Несмотря на существующие проблемы, вузу необходимо «наращивать» международную деятельность. В этом процессе важен сам субъект мобильности – студент и преподаватель. В этой связи у меня есть предложение коллегам из Иркутского государственного университета – продолжить исследование. Учитывая мнения и оценки представителей экспертного сообщества иркутских вузов, тех, кто администрирует эти процессы, выявить отношение студентов и преподавателей к данной проблеме. Наш вуз активно включился бы в это исследование…

Резюмируя основные положения своего выступления, отмечу:

во-первых, важно продолжить социологические исследования по данной тематике и проследить, какова мотивация самих студентов и преподавателей (какими они видят барьеры и выгоды для себя);

во-вторых, требует решения задача развития экспорта образовательных услуг вузами Иркутской области («Учитывая, что мы экспортируем ресурсы, необходимо объединение усилий вузов и поддержка со стороны региона»);

в-третьих, целесообразно создать единый подготовительный факультет для иркутских вузов, где иностранные абитуриенты, а в будущем студенты, учили бы русский язык как иностранный;

в-четвертых, необходимо построить единый студгородок с хорошими условиями проживания и обучения для иностранных студентов (для всех иркутских вузов это было бы их привлекательной стороной);

в-пятых, требуется развитие сетевых форм реализации программ, причем развитие сетевого взаимодействия не только вузов и работодателей, но и вузов между собой… Важно понимание общности интересов, когда вузы находятся в очень жестких условиях. Я хочу предложить развитие сетевого сотрудничества в рамках образовательных программ на иностранном языке. Общими усилиями нам бы удалось повысить количество таких программ, а это реальный итог привлечения иностранных студентов и абитуриентов в иркутские вузы».

 

П.А. Борголов, начальник отдела информационно-аналитического сопровождения инвестиционной деятельности Управления инвестиционного развития Министерства экономического развития Иркутской области:

«Министерство экономического развития Иркутской области принимает участие в разработке прогноза кадровых потребностей региона до 2020 г. Кроме того, мы принимали участие в разработке Концепции развития кадрового потенциала до 2025 г. Данная концепция на сегодняшний день находится на стадии обсуждения. Обращаю внимание, что все программы, которые разрабатываются на территории Иркутской области, нацелены на развитие ссузов. Как строилась работа по разработке прогноза кадровых потребностей региона? Всем известно, что актуальность этого прогноза существовала достаточно давно. Мы непосредственно работаем с инициаторами этого проекта, как с большими компаниями, так и с нашими крупнейшими вертикально интегрированными компаниями. Были проведены переговоры, также был проведен опрос среди крупнейших компаний Иркутской области, которые реализуют или планируют реализацию крупных проектов, среди них выделим «РУСАЛ», «Иркутскую нефтяную компанию», «Газпром», «Роснефть», «Ангарскую нефтехимическую компанию» и др., то есть те компании, которые имеют вес в плановой реализации крупных проектов в разных отраслях экономики Иркутской области: от проектов по добыче полезных ископаемых до проектов в сфере переработки. Полученные результаты нас озадачили. Основная потребность указанных компаний (83%) проявилась в спросе на рабочие специальности. Такова реальность! Спрос на рабочие специальности сегодня колоссальный. Что касается выпускников высших учебных заведений, не следует скрывать, что львиная доля приходится на выпускников с инженерным образованием. Все текущие проекты, так или иначе, связаны со знанием инженерного дела, при этом, к сожалению, выпускается из вида необходимость иностранного образования. Организации (предприятия), участвующие в опросах, эту тему не поднимали, соответственно, эта проблема для них не актуальна. Кроме того, в разговоре поднималась тема разработки инвестиционной стратегии Иркутской области на период до 2025 г. Безусловно, этот документ имеет отношение к вузам Иркутской области по тем направлениям, из которых будет развиваться и высшая профессиональная, и средняя профессиональная школа. Работа в этом отношении в настоящее время идет. Мы приглашаем всех принять участие в обсуждении данного документа. Основные моменты, которые будут отражены в документе, связаны с теми перспективными направлениями развития, которые были публично озвучены, в том числе в послании Президента РФ на среднесрочные и долгосрочные перспективы территорий опережающего развития. Этот документ будет также учтен при дальнейшей работе над прогнозом кадровых потребностей в Иркутской области. Полагаю, что он будет использован и Министерством образования, и Министерством труда и занятости для формирования государственного заказа для средних специальных учебных заведений и для переобучения тех людей, которые в настоящее время испытывают трудности с трудоустройством. Вузам необходимо наладить тесный контакт с Министерством образования Иркутской области для того, чтобы участвовать в разработке таких стратегических программ. При разработке прогноза кадровых потребностей Иркутской области, к сожалению, представителей высшей школы не было. Представители же средних специальных учебных заведений очень активно участвовали в этом процессе. Следует признать, что и вузы, и ссузы нашего региона должны подготовить тот кадровый потенциал, который будет соответствовать тем реалиям, которые существуют сегодня».

Резолюция

 
 
 
 
 
Фото Ю.П. Циркуновой

   IV Всероссийская научно-методическая конференция с международным участием «Социальное образование в России и мире: смена парадигм и поиск новых решений», посвященная 25-летию социологического образования в России

 

26 сентября 2014 г. Институт социальных наук Иркутского государственного университета проводит IV Всероссийскую научно-методическую конференцию с международным участием «Социальное образование в России и мире: смена парадигм и поиск новых решений», посвященная 25-летию социологического образования в России.

 

В рамках конференции 26 сентября 2014 г. с 10.00 до 13.00 состоится Пленарное заседание.

Приоритетные направления обсуждения:

1.      Становление системы социального образования в России и мире.

2.      Развитие социологического образования в России.

3.      Подготовка специалистов нового типа в сфере социальных отношений в условиях глобального кризиса и глобальной депрессии.

4.      Экономические и социальные эффекты профессиональной деятельности и профессиональной мобильности выпускников российских вузов в свете новых перспектив опережающего развития Дальнего Востока и Байкальского региона.

Место проведения: ул. Ленина, 3 (учебный корпус 3, ост. Художественный музей), актовый зал ИГУ.

 

26 сентября 2014 г. c 14.00 до 15.20 состоятся два круглых стола.

Работа круглого стола №1: «Социальное образование: производство и воспроизводство социальных смыслов, социальных технологий, социальных стратегий и социальных практик».

Место проведения: ул. Ленина, 3, актовый зал ИГУ.

Работа круглого стола №2: «Трансляция или внедрение инновационного опыта в научно-образовательный процесс высшей школы?».

Место проведения: ул. Ленина, 3, ауд. 119.

 

26 сентября 2014 г. c 15.30 до 17.00 состоится cекция для студентов и аспирантов «Роль производственных практик в профессионально-образовательных процессах и тенденции развития партнерских связей вузов с работодателями в перспективах международного и российского сотрудничества».

Место проведения: ул. Ленина, 3, ауд. 119.

 

Институт социальных наук Иркутского государственного университета приглашает всех желающих принять участие в работе конференции!

 

Информационное письмо

 

 

Актуальные проблемы высшей школы в Иркутской области и основные пути их решения: готовность к выработке новых подходов и согласованному взаимодействию

 

27 мая 2014 г. на базе Иркутского государственного университета состоялся региональный научно-практический круглый стол «Потребности в специалистах с высшим образованием в Иркутской области: соответствие спроса и предложений, механизмы формирования и реализации государственного заказа на обучение в вузах». Организатором мероприятия выступила социологическая лаборатория региональных проблем и инноваций Института социальных наук и НИЧ ФГБОУ ВПО «ИГУ» (зав. лабораторией, доктор социологических наук, профессор, зам. председателя Комиссии по науке и образованию Общественной палаты Иркутской области Т.И. Грабельных).

Открыл работу круглого стола председатель Общественной палаты Иркутской области, председатель Президиума ИНЦ СО РАН, директор Института динамики систем и теории управления СО РАН, академик РАН Игорь Вячеславович Бычков. Обсуждение актуальных вопросов в сфере высшей школы региона проходило под модераторством председателя Комиссии по науке и образованию Общественной палаты Иркутской области, ректора ИГУ Александра Валерьевича Аргучинцева.

Базовая дискуссия развернулась по двум приоритетным направлениям круглого стола: 1) проблемы соответствия потребностей региона в кадрах и направлений подготовки в вузах; 2) эффективность механизмов формирования и реализации государственного заказа на обучение в иркутских вузах.

Наибольший интерес аудитории вызвали доклады от ведущих работодателей Иркутской области, с которыми выступили: Дмитрий Юрьевич Куксанов, зам. директора по управлению персоналом – начальник отдела кадров ИАЗ – филиал ОАО «Корпорация «Иркут»; Андрей Викторович Важенин, зам. генерального директора ООО «Иркутская нефтяная компания» по работе с персоналом; Михаил Александрович Грайвер, советник генерального директора ОАО «Иркутскэнерго». Особое внимание было акцентировано не только на подготовку технических (инженерных) кадров, но и на подготовку медицинских и педагогических кадров.

По особенностям подготовки медицинских кадров для системы здравоохранения Иркутской области выступил ректор ФГБОУ ВПО «ИГМУ», член Общественной палаты Иркутской области Игорь Владимирович Малов.

По завершению работы круглого стола зам. председателя Комиссии по науке и образованию Общественной палаты Иркутской области, профессор ИГУ Татьяна Ивановна Грабельных отметила: «Круглый стол проводился с целью определения современных подходов к подготовке специалистов с высшим образованием в Иркутской области. Обсуждение проблем проходило на высоком и широком экспертном уровне (в работе круглого стола приняло участие более 60 чел.). Экспертная площадка, прежде всего, продемонстрировала готовность вузов и ведущих работодателей Иркутской области к согласованному взаимодействию по определению сбалансированного подхода к подготовке кадров с высшим образованием. В ходе выступлений и дискуссий были обозначены главные факторы, определяющие спрос и предложение на региональном рынке труда, представлены практико-ориентированные подходы, намечены конкретные механизмы их реализации. Поэтому вполне закономерно, что в основу Резолюции круглого стола положены идеи о важности разработки Единой методологии согласования совместных действий между всеми участниками образовательного процесса. Таким образом, положено начало новому этапу в развитии отношений по формированию и реализации государственного заказа на обучение в иркутских вузах. Символично, что именно Общественная палата Иркутской области инициирует экспертное обсуждение таких острых вопросов».

Программа круглого стола

Резолюция

IMG_2968IMG_2955

IMG_2970

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

IMG_2981

 

 

 

 

 

 


IMG_2991IMG_2999IMG_2961

IMG_2971IMG_2960IMG_3022IMG_3022IMG_3069IMG_3088

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

10.06.2014

Инновационная проектная деятельность в вузе и условия ее активизации в процессе подготовки социологов

10 июня 2014 г. на базе Института социальных наук Иркутского государственного университета состоялась VII Инновационная научно–методическая сессия преподавателей и студентов «Место и значение инновационной проектной деятельности в профессионально-образовательном процессе: условия активизации и формирование спроса на инновационные продукты в вузе и регионе».

Организатором мероприятия выступила социологическая лаборатория региональных проблем и инноваций Института социальных наук и НИЧ ФГБОУ ВПО «ИГУ» (зав. лабораторией, научный руководитель исследовательских проектов, доктор социологических наук, профессор Т.И. Грабельных). С приветственным словом к участникам и гостям сессии обратился директор Института социальных наук, доктор философских наук, профессор В.А. Решетников, который отметил огромное научно-практическое значение подобных мероприятий в профессиональном становлении будущих специалистов.

1.                  Цель инновационной сессии: обсуждение актуальных вопросов инновационной проектной деятельности в вузе и организации современных социологических практик (в свете экспертного мнения). На сессии были представлены результаты социологических исследований по инновационным проектам студентов 3 курса направления подготовки «Социология», разработанных в рамках дисциплины «Практикум по методологии и методам социологических исследований». Наибольший интерес у аудитории вызвали доклады: «Коллегиальные органы управления как ведущие субъекты инициирования и продвижения инновационных идей и проектов на уровне образовательных учреждений Иркутской области» (Д.О. Пилизина); «Привлекательность ночных клубов как фактор трансформации ценностных приоритетов молодёжи нового времени» (С. А. Шаманская); «Научное просвещение как фактор активизации политической жизни Иркутской области» (М.И. Барсукова); «Роль федеральных структур в управлении процессами восстановления социально-производственной инфраструктуры Амурской области в условиях чрезвычайных ситуаций» (А.А. Морева); «Развитие молодежного экстремального спорта как фактор досуговой активности молодежи в Иркутской области» (А.В. Непомнющая); «Ключевые механизмы детерминации и самодетерминации формирования профессиональных ориентаций школьников в условиях модернизации образования в России» (Е.С. Руденко); «Идолы XXI века и их влияние на интегративные социальные взаимодействия» (В.Л. Мясникова.); «Повышение личной мотивации к сохранению здоровья как фактора развития физического потенциала молодежи» (Н.Р. Емельянова).

При подведении итогов работы сессии научный руководитель проектов, профессор ИГУ Т.И. Грабельных обратила внимание на тот факт, что это уже VII Инновационная научно–методическая сессия преподавателей и студентов, символизирующая новые грани открытого партнерства в образовательном процессе Института социальных наук ИГУ.

DSCN1179  

 DSCN1199

 

DSCN1213

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

DSCN1200

 

 

DSCN1211

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

DSCN1221

 

 

 

 

 

 

 

DSCN1233

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  

 

 

 

 

 

 

 

DSCN1241

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

19.06.2014

Социологические исследования актуальных социальных проблем

В период с марта по апрель 2014 г. на базе Социологической лаборатории региональных проблем и инноваций ИСН и НИЧ ФГБОУ ВПО «ИГУ» в рамках исследовательских проектов «Инновационная модель и стратегия развития партнерских отношений образовательных систем и субъектов регионального развития», «Интегративные факторы формирования гражданского общества в России», «Инновационное пространство региона: структура, механизмы формирования, перспективы развития», «Ментальность в социальных пространствах России» были выполнены научно-прикладные исследования инновационного проектного характера. Исследования проводились в рамках выпускных квалификационных работ. Научно-практический интерес представляют результаты исследований по следующим темам:

1.                «Согласованное взаимодействие как основной путь развития системы профессионального образования в Иркутской области». Исследование проводилось в рамках дипломных проектов «Внедрение консенсусных технологий в управленческие структуры как условие перспективного развития системы профессионального образования в Иркутской области: инновационный проект по разработке региональной модели согласованного взаимодействия между ведущими субъектами образовательного процесса» (автор - Е.А. Баранец), «Проблемы формирования трудового потенциала как объект взаимодействия вузов и ссузов с работодателями в условиях российского региона: инновационный проект по созданию моделей согласованного взаимодействия вузов и ссузов с работодателями в Иркутской области» (автор - К.В. Дорофеева) (научный руководитель – доктор социологических наук, профессор Т.И. Грабельных). Цель исследования - выявить ключевые механизмы согласованного взаимодействия по актуальным вопросам развития системы профессионального образования в Иркутской области.

Экспертный опрос проведен в марте - апреле 2014 г. В качестве экспертов выступили представители системы профессионального образования Иркутской области. Всего опрошено 118 экспертов. Исследование осуществлено при поддержке главного специалиста-эксперта Министерства образования Иркутской области В.В. Тетерина.

Научная новизна результатов исследования по дипломному проекту «Внедрение консенсусных технологий в управленческие структуры как условие перспективного развития системы профессионального образования в Иркутской области» состоит в разработке социологической концепции внедрения консенсусных технологий в управленческие структуры в контексте развития профессионального образования в Иркутской области. Предложено определение понятия «высокие консенсусные технологии» как социологической категории для обозначения согласованного взаимодействия между ведущими субъектами образовательного процесса. «Высокие консенсусные технологии» определяются как быстровнедряемые, высокоэффективные методы и приемы, с высоким уровнем новизны и сложности инструментария. По результатам исследования разработана типология консенсусных технологий, в соответствии с которой представлена региональная модель согласованного взаимодействия между ведущими субъектами образовательного процесса. Предложены практические рекомендации для руководящего состава и сотрудников управленческих структур образовательного процесса по внедрению консенсусных технологий в процесс взаимодействия ведущих субъектов образовательного процесса в Иркутской области.

Научная новизна результатов исследования по дипломному проекту «Проблемы формирования трудового потенциала как объект взаимодействия вузов и ссузов с работодателями в условиях российского региона». Разработана социологическая концепция последовательного формирования трудового потенциала в системе согласованного взаимодействия вузов и ссузов с работодателями. Предложен дифференцированный территориально-ресурсный подход к изучению проблемы взаимодействия вузов и ссузов с работодателями. Выявлены особенности развития системы согласованного взаимодействия вузов и ссузов с работодателями в условиях российского региона. Разработана типология условий формирования трудового потенциала в системе взаимодействия вузов и ссузов с работодателями по ведущим факторам воздействия. Выявлены механизмы формирования трудового потенциала в развитии системы взаимодействия вузов и ссузов с работодателями с учетом интересов государства и общества. Разработаны практические рекомендации по совершенствованию «СУФТП» на основе согласованного взаимодействия вузов и ссузов с работодателями с учетом ресурсного потенциала региона и динамики спроса и предложения на региональном рынке труда.

 

2.                «Особенности и основные пути развития мотивации к трудовой деятельности работников ВСЖД: инновационный проект по разработке современных инструментов развития мотивационной системы трудовой деятельности поколений X и Y» (автор – Я.В. Трифонова; научный руководитель – доктор социологических наук, профессор Т.И. Грабельных). Цель исследования состояла в выявлении и обосновании необходимости разработки эффективных инструментов реализации мотивационной системы поколений в условиях реформирования «РЖД» в формате инновационного проекта. С марта по апрель 2014 г. на базе Социологической лаборатории региональных проблем и инноваций ИСН и НИЧ ФГБОУ ВПО «ИГУ» и Центра оценки, мониторинга персонала и молодежной политики Восточно-Сибирской железной дороги – филиала ОАО «РЖД» было проведено анкетирование работников ВСЖД. Выборочная совокупность составила 200 чел. Ошибка выборки - 6%.

Научная новизна результатов исследования. Предложена социологическая концепция развития мотивационной системы поколений к трудовой деятельности, в основу которой положен ресурсно-стратегический подход к созданию новой мотивационной системы поколений ресурсно-стратегического типа «МСП РСТ», базирующийся на стимулировании сотрудников Восточно-Сибирской железной дороги нематериальными видами мотивации. Уточнены значения понятий «трудовая деятельность», «процесс развития мотивации» и «мотивационная система поколений». Обоснована необходимость развития нематериального стимулирования трудового процесса на Восточно-Сибирской железной дороге – филиала ОАО «РЖД». Определены основные пути и тенденции развития мотивационной системы поколений для повышения эффективности нематериального стимулирования трудового процесса на железной дороге. По материалам комплексного исследования разработан и предложен проект по разработке современных инструментов к созданию мотивационной системы поколений для Восточно-Сибирской железной дороги – филиала ОАО «РЖД». Доказана необходимость использования и внедрения современных инструментов развития мотивационной системы в железнодорожной отрасли в России. Предложена универсальная модель мотивационной системы поколений X и Y для железнодорожной отрасли России в соответствии с условиями оптимизации системы управления. Разработаны практические рекомендации по созданию новой мотивационной системы поколений ресурсно-стратегического типа «МСП РСТ» для работников Восточно-Сибирской железной дороги – филиала ОАО «РЖД».

 

3.                «Технологический прогресс и особенности его влияния на образ жизни российской молодежи в начале XXI века: инновационный проект по формированию технологической культуры как базового элемента «гармоничного» образа жизни разных категорий современной молодежи (на примере Иркутской области)» (автор – А.С. Гирякова; научный руководитель – доктор социологических наук, профессор Т.И. Грабельных). Цель исследования состояла в выявлении мнений и оценок респондентов по вопросам формирования технологической культуры как базового элемента «гармоничного» образа жизни среди разных категорий современной молодежи. С марта по апрель 2014 г. было проведено анкетирование населения г. Иркутска. Выборочная совокупность - 250 чел. Ошибка выборки составила 7%. Также был проведен экспертный опрос руководителей и специалистов, компетентных по вопросам реализации молодежной политики в Иркутской области и обладающих информацией относительно условий формирования технологической культуры среди различных категорий современной молодежи (7 чел.).

Научная новизна результатов исследования. Предложена социологическая концепция «неизбежного» влияния технологического прогресса на образ жизни молодежи, в основу которой положен «технолого-прогрессивный социокультурный» подход. Уточнены понятия «технологический прогресс» и «образ жизни современной молодежи» применительно к рассмотрению проблемы влияния технологического прогресса на образ жизни молодежи. Систематизированы научные подходы по особенностям влияния технологического прогресса на образ жизни современной российской молодежи. Разработан инновационный проект по формированию технологической культуры как базового элемента «гармоничного» образа жизни среди разных категорий современной молодежи в контексте повышения роли саморегулирования в механизмах влияния технологического прогресса на образ современной российской молодежи. Представлены и обоснованы региональная и универсальная модели по формированию высокой технологической культуры среди разных категорий современной российской молодежи. В качестве исходных социальных условий формирования технологической культуры как базового элемента «гармоничного» образа жизни среди различных категорий современной молодежи выявлены: уровень образования, направление и профиль подготовки; уровень информированности, владение информационными технологиями. Разработан комплекс практических рекомендаций по формированию технологической культуры как базового элемента «гармоничного» образа жизни иркутской молодежи.

 

4.                «Социальный спрос на новые технологии в области косметологии в России: инновационный проект по регулированию спроса и предложения на рынке косметологических услуг на основе базовых потребностей различных категорий населения Иркутской области (на примере г. Иркутска)» (автор – К.Д. Казанцева; научный руководитель – доктор социологических наук, профессор Т.И. Грабельных). Цель исследования – выявить и проанализировать условия и основные механизмы регулирования спроса и предложения на рынке косметологических услуг с учетом базовых потребностей различных категорий населения Иркутской области. С марта по апрель 2014 г. было проведено анкетирование населения г. Иркутска. Выборочная совокупность - 200 чел. Ошибка выборки составила 6%. Также было проведено экспертное анкетирование специалистов в области косметологических услуг, врачей и медицинского персонала. Всего в ходе исследования было опрошено 25 экспертов.

Научная новизна результатов исследования. Обоснована социологическая концепция формирования и регулирования спроса и предложения на новые технологии в косметологической промышленности, в основу которой положен регулятивно-технологический подход. Разработана типология современных проблем формирования и регулирования спроса и предложения на рынке косметологических услуг, где в качестве типологического признака были рассмотрены базовые потребности различных категорий населения. Доказана целесообразность регулирования спроса и предложения на рынке косметологических услуг на основе базовых потребностей различных категорий населения (анализ проведен по трем классам (группам, слоям) населения: высшему, среднему и низшему). Выявлены и проанализированы ключевые проблемы рынка косметологических услуг в Иркутской области (распространение нелегальных препаратов, выполнение услуг непрофессионалами и др.). Представлен инновационный проект по регулированию спроса и предложения на рынке косметологических услуг «БП НКУ» в соответствии с мнением лиц, пользующихся услугами рынка в области косметологии и мнением экспертов. По результатам исследования выработаны методические рекомендации руководителям предприятий, предоставляющим услуги в области косметологии в соответствии с регулятивно–технологическим подходом.

5.                «Роль театров в социокультурном развитии крупного российского города (на примере г. Иркутска)» (автор – К.М. Разумова; научный руководитель – доктор социологических наук, профессор Т.И. Грабельных). Цель исследования выявить и проанализировать роль театра в социокультурном развитии крупного российского города. С марта по апрель 2014 г. было проведено анкетирование зрителей Иркутского академического драматического театра им. Н.П. Охлопкова, Иркутского областного музыкального театра им. Н.М. Загурского, Иркутского областного театра юного зрителя им. А. Вампилова и др., а также работников театров г. Иркутска. В опросе приняли участие 180 зрителей и 70 работников иркутских театров.

Научная новизна результатов исследования. Предложена социологическая концепция расширения просветительской функции театров в социокультурном развитии крупного российского города, в основу которой положен институциональный подход культурно-просветительской направленности. Уточнены значения понятий «театральная жизнь» и «театр как социальный институт» в рамках социокультурного городского развития. Выявлены новые тенденции в развитии иркутских театров, в числе которых: тенденция к повышению заинтересованности театров в культурном и духовном развитии страны, тенденция к пересмотру культурных традиций, тенденция к углублению глобализации и виртуализации театральной деятельности. Разработан инновационный проект «Просвещение», предусматривающий повышение социального статуса и расширение просветительской функции театров посредством постановки новых задач и организации прямого взаимодействия с населением. Выявлены основные пути развития иркутских театров в социокультурном пространстве города Иркутска с учетом их статуса, функций, целей и приоритетных направлений их деятельности. Выявлена проблема восприятия театров в общественном сознании горожан в контексте их просветительской функции. Разработаны практические рекомендации для Министерства культуры и архивов Иркутской области по повышению роли иркутских театров в социокультурном развитии города Иркутска.

 

6.                 «Роль музыкальных предпочтений в формировании ценностно-смысловой структуры личности современной российской молодежи: инновационный проект по регулированию динамики музыкальных предпочтений и стилевого поведения иркутской молодежи» (автор – Д.В. Чертовских; научный руководитель – доктор социологических наук, профессор Т.И. Грабельных). Цель исследования - выявление мнений и отношения респондентов к проблеме влияния музыкальных предпочтений на формирование ценностно-смысловой структуры личности и стилевого поведения молодежи. С марта по апрель 2014 г. было проведено анкетирование населения г. Иркутска. Выборочная совокупность - 250 чел. Ошибка выборки составила 6%.

Научная новизна результатов исследования. Предложена социологическая концепция регулирования и саморегулирования динамики музыкальных предпочтений в контексте их воздействия на ценностно-смысловую структуру личности. В соответствии с концепцией предложен дифференцированный регулятивно-деятельностный подход. В работе обоснована необходимость разработки эффективных механизмов регулирования и саморегулирования динамики музыкальных предпочтений и стилевого поведения молодежи. Впервые разработан и представлен инновационный проект по регулированию динамики музыкальных предпочтений и стилевого поведения молодежи. Выявлено дифференцированное отношение молодежи к проблеме влияния музыкальных предпочтений на формирование ценностно-смысловой структуры личности и стилевого поведения молодежи. По результатам  комплексного социологического исследования предложены практические рекомендации по регулированию динамики музыкальных предпочтений и стилевого поведения иркутской молодежи.

 

7.                     Эффективность управления человеческими ресурсами как индикатор динамики приоритетов в реализации кадровой политики ВСЖД: инновационный проект по разработке и внедрению системы практических рекомендаций по повышению эффективности управления человеческими ресурсами на предприятии» (автор – Ю.М. Калабушкина; научный руководитель – доктор социологических наук, профессор Т.И. Грабельных). Цель исследования - выявление эффективности управления человеческими ресурсами на ВСЖД - филиала ОАО «РЖД» в свете особенностей реализации кадровой политики. С марта по апрель 2014 г. было проведено анкетирование работников ВСЖД при содействии Восточно-Сибирского управления «Российские железные дороги». Выборочная совокупность - 200 чел. Ошибка выборки составила 6%. Научная новизна исследования. Разработана социологическая концепция эффективного социального управления человеческими ресурсами, в основу которой положен ресурсно-управленческий подход, базирующийся на стимулировании сотрудников Восточно-Сибирской железной дороги нематериальными видами мотивации. Уточнены значения понятия «эффективное социальное управление человеческими ресурсами на крупном предприятии» в социологическом измерении, в числе которых: мобилизация сущностных сил, активизация потенциала социального взаимодействия, профессиональная идентификация, актуализация возможностей регулирования и саморегулирования, ориентация на результативность. Предложена и обоснована современная типология управления человеческими ресурсами на крупном предприятии по трем признакам: а) цели и сроки их достижения; б) инновационная активность; в) реальность осуществления приоритетов. Выявлены основные пути обеспечения и повышения эффективности управления человеческими ресурсами на крупном предприятии: а) восстановление передовых (прогрессивных) традиционных связей посредством сохранения и развития профессиональной преемственности и преемственности поколений; б) создание условий в рамках организационной структуры предприятия и корпоративного климата для повышения восприимчивости к инновациям (новым формам методам, технологиям и т.д.) и ускорения адаптивности к структурным изменениям в отрасли и внешней среде; в) участие в определении и выборе приоритетных направлений развития Восточно-Сибирской железной дороги – филиала ОАО «РЖД», широко вовлекающих работников в процесс реализации целей и задач предприятия. Разработана система практических рекомендации по созданию новой системы кадровой политики работников Восточно-Сибирской железной дороги – филиала ОАО «РЖД» и определены механизмы их внедрения. Разработаны современные инструменты развития системы кадровой политики  в железнодорожной отрасли России.

 

6TSSq_iGGxI

16.06.2014

Первый опыт привлечения студентов в качестве общественных наблюдателей на ЕГЭ-2014 в Иркутской области

 

С 29 мая по 16 июня 2014 г. студенты Института социальных наук ИГУ участвовали в проведении ЕГЭ-2014 в качестве общественных наблюдателей. Наблюдение осуществлялось с целью обеспечения честного проведения ЕГЭ. Впервые в мероприятиях по гражданскому контролю на ЕГЭ были задействованы студенты Иркутского государственного университета. 12 студентов направления подготовки «Социология» и «Социальная работа» в новом для них качестве успешно выполнили поставленные задачи:

1.                  Морева Александра Артуровна (направление подготовки «Социология», 3 курс)

2.                  Непомнющая Александра Валерьевна (направление подготовки «Социология», 3 курс)

3.                  Прончина Дарья Константиновна (направление подготовки «Социология», 3 курс)

4.                  Пуляевская Анастасия Олеговна (специальности «Социология», 4 курс)

5.                  Губанова Мария Викторовна (направление подготовки «Социология», 3 курс)

6.                  Емельянова Наталия Родионовна (направление подготовки «Социология», 3 курс)

7.                  Стефановский Сергей Евгеньевич (направление подготовки «Социология», 3 курс)

8.                  Толстоухова Анастасия Алексеевна (направление подготовки «Социология», 3 курс)

9.                  Убогонова Юлия Андрияновна (направление подготовки «Социология», 3 курс)

10.              Шаманская София Анатольевна (направление подготовки «Социология», 3 курс)

11.              Шойдакова Дугарма Баторжаргаловна (специальность «Социальная работа», 4 курс)

12.              Бутакова Ирина Владимировна (специальность «Социальная работа», 4 курс)

 

 

Наблюдение проходило на базе МБОУ СОШ г. Иркутска №№ 6, 39, 80 и др.

Обсуждение результатов наблюдения на ЕГЭ с участием студентов на профессиональном социологическом уровне состоялось в рамках научно-практического семинара. По мнению всех наблюдателей, нарушений при проведении ЕГЭ обнаружено не было. Студенты отметили доброжелательные отношения на всех уровнях организации и проведении ЕГЭ, в том числе между организаторами и выпускниками школ, организаторами и общественными наблюдателями, а также между самими наблюдателями. Слова благодарности на семинаре прозвучали в адрес Марии Барсуковой и Елены Руденко (направление подготовки «Социология», 3 курс) за помощь в организационном сопровождении участия студентов в проведении ЕГЭ.

По завершению научно-практического семинара профессор ИГУ, зам. председателя Комиссии по науке и образованию Общественной палаты Иркутской области Т.И. Грабельных отметила, что практику включения студентов в механизмы гражданского контроля следует активно развивать, поскольку она, с одной стороны, способствует формированию объективного мнения о происходящих процессах у будущих специалистов, с другой стороны, их профессионально-личностному развитию и формированию устойчивой гражданской позиции.

 DSCN1193

«Малый мониторинг-2014»: выпускники Института социальных наук ориентированы на работу в родном регионе

С 5 по 26 июня 2014 г. Социологической лабораторией региональных проблем и инноваций ИСН и НИЧ ИГУ проведен «Малый мониторинг» выпускников 2014 г. специальностей «Социология», «Менеджмент организации» и «Социальная работа».

Ежегодный мониторинг осуществляется в рамках комплексной темы лаборатории «Инновационная модель и стратегия развития партнерских отношений образовательных систем и субъектов регионального развития» (научный руководитель проекта – д-р социол. наук, профессор Т.И. Грабельных). В исследовании приняли участие 97% от общего количества всех выпускников указанных специальностей. По результатам исследования значительная доля выпускников (47,0%) не планируют в перспективе переехать в другую местность (другой регион, страну), в то время как 30,3% респондентов указали на наличие таких планов. При этом 22,7% опрошенных затруднились ответить на поставленный вопрос.

Полученные данные со всей остротой еще раз ставят вопрос перед ведущими субъектами регионального развития о привлекательности работы в своем регионе.

IMG_20140702_135034

 

 

Информационная карта вакантных мест для социологов

В рамках мероприятий по реализации исследовательского проекта «Инновационная модель и стратегия развития партнерских отношений образовательных систем и субъектов регионального развития» подготовлено информационно-справочное издание в формате информационной карты вакантных мест по основным видам профессиональной социологической деятельности в России на 2 июля 2014 года (по данным официальных сайтов) под ред. д-ра социол. наук, проф. Т. И. Грабельных. Издание отражает сведения по традиционным и новым профессиям социологического профиля, статусу организации, характеристикам вакантного места (должности), а также общую контактную информацию. Информационно-справочное пособие подготовлено с учетом регионального аспекта и ориентированно на выпускников – социологов 2014 г.

Электронный ресурс предназначен для научно-образовательного сообщества, выпускников, студентов старших курсов, работодателей, а также для всех, кто интересуется тенденциями к трудоустройству выпускников российских вузов по направлению подготовки «Социология» в аспекте профессионально-отраслевой динамики.

Пособие подготовлено с участием студентов 2 курса направления подготовки «Социология» в рамках прохождения производственной практики на базе Социологической лаборатории региональных проблем и инноваций ИСН и НИЧ ФГБОУ ВПО «ИГУ».

 

Информационная карта вакантных мест по основным видам профессиональной социологической деятельности в России на 2 июля 2014 года: по данным официальных сайтов / под ред. д-ра социол. наук, проф. Т. И. Грабельных; исслед. коллектив: Грабельных Т. И. др.]. Иркутск: ИСН ФГБОУ ВПО «ИГУ», 2014.– 26 с.

 

 

Исследовательский коллектив:

 

д-р социол. наук, проф. Т. И. Грабельных (руководитель), д-р филос. наук, проф. В. А. Решетников (консультант), Е. С. Козлова, Ю. П. Циркунова, М. В. Акимова, А. Ю. Богданова, Е. Д. Боровикова, Н. С.  Бочило, Е. С. Васина, Г. В. Воробьева, Л. Э. Воронецкая, Т. А. Герасимова, Е. С. Груздева, А. В. Киргизова, К. Д. Нечаева, Б. Б. Нимаева, В. В. Пласкеева, Н. О. Попова, Т. С. Потанина, Ю. М. Селезнева, И. Д. Симаков, Е. В. Тульцова, Н. Р. Хакимова, Е. Р. Чабанова.

 

Информационная карта вакантных мест для социологов

Фото на сайт