Старший научный сотрудник социологической лаборатории региональных проблем и инноваций Института социальных наук и НИЧ ФГБОУ ВПО «ИГУ», кандидат социологических наук
Контактный телефон: (3952)521561
E-mail: nsablina@bk.ru
Карьера
Окончила Институт социальных наук ИГУ в 2002 году по двум специальностям «Социальная работа» и «Менеджмент организаций».
С 2002 года работает в Институте социальных наук ИГУ.
С 2003 по 2006 гг. – обучение в аспирантуре по специальности 22.00.08 – «Социология управления».
В 2006 году – защитила кандидатскую диссертацию по специальности 22.00.04 – «Социальная структура, социальные институты и процессы» на тему «Толерантность как способ гармонизации семейных отношений в России».
С октября 2007 года - научный сотрудник социологической лаборатории региональных проблем и инноваций Института социальных наук и НИЧ ФГБОУ ВПО «ИГУ».
С 2008 по 2009 гг. – старший преподаватель кафедры социальной философии и социологии Института социальных наук ИГУ.
С мая 2009 года – доцент кафедры социальной работы Института социальных наук ИГУ.
С января 2011 года – старший научный сотрудник социологической лаборатории региональных проблем и инноваций Института социальных наук и НИЧ ФГБОУ ВПО «ИГУ».
Общий стаж работы: 11 лет.
Стаж работы по специальности: 7 лет
Другие виды деятельности
С сентября 2010 года по январь 2013 года – секретарь Ученого совета Института социальных наук ИГУ.
Научные интересы
социология и демография семьи
методология и методика социологических исследований
обработка и анализ социологических данных, в том числе в рамках программного комплекса SPSS Statistics
социальная структура, социальные институты и процессы
гендерная социология
Членство в профессиональных ассоциациях
С 2003 года член Иркутского регионального отделения Российской социологической ассоциации.
Ключевые компетенции
Преподавание и учебно-методическое обеспечение таких дисциплин, как «Методика автоматизированной обработки SPSS», «Практикум по SPSS», «Социология семьи», «Методика использования программного комплекса SPSS в практике исследования социальной работы», «Семьеведение», «Молодая семья – объект молодежной политики», «Методы исследования в социальной работе».
Специалист по обработке данных социологических исследований с использованием программного обеспечения SPSS Statistics.
Научное руководство дипломными работами по специальностям «Социология» и «Социальная работа».
Руководство производственными практиками студентов по специальности / направлению подготовки «Социология».
Повышение квалификации
В июне 2007 года прошла обучение в летней школе «Измерение латентных переменных» (Славянский-на-Кубани государственный педагогический институт, г. Анапа), в рамках которого была освоена научная методика измерения латентных переменных на основе модели Раша, с использованием диалоговой системы RUMM; получено удостоверение о краткосрочном повышении квалификации.
В феврале 2008 года прошла обучение по программе авторизованного учебного курса SPSS «Введение в SPSS для Windows» в формате дистанционного обучения российского офиса SPSS, получен сертификат.
В апреле 2008 года получен сертификат об успешном окончании специализированного курса Центра социологического и политологического образования Института социологии РАН «Возможности программы SPSS для анализа социологической информации» в рамках программы повышения квалификации по специальности «Социология», направление «Введение в SPSS и статистику» (г. Москва).
В октябре 2009 года – курсы повышения квалификации профессорско-преподавательского состава «Модернизация высшего образования в РФ: многообразие подходов и технологий», получено удостоверение.
В декабре 2009 года получен сертификат об участии в дистанционном курсе «Новая модель эффективного управления муниципальным образованием», организованного МБФ «Возрождение Земли Сибирской» (г. Иркутск) совместно с ИРО ООО «Всероссийский Совет Местного Самоуправления» (г. Иркутск) и МОФ «Сибирский Центр Поддержки Общественных Инициатив» (г. Новосибирск).
В сентябре 2010 года прошла краткосрочное повышение квалификации по программе «Проектирование и реализация основных образовательных программ ВПО при переходе на ФГОС нового поколения» в объеме 72 часа, получено удостоверение.
В октябре 2012 года – курсы повышения квалификации научно-педагогических работников иркутских вузов «Современные модели преподавания гуманитарных, социально-экономических и общепрофессиональных дисциплин в условиях введения уровневого высшего профессионального образования в региональном вузе: традиционные и инновационные подходы к разработке и реализации рабочих программ и технологий обучения», получено удостоверение.
В ноябре-декабре 2012 года пройдены курсы повышения квалификации «Использование виртуальных образовательных сред при переходе на ФГОС нового поколения». Получено удостоверение установленного (государственного) образца.
В октябре 2013 года пройдены курсы повышения квалификации научно-педагогических работников государственных учреждений высшего профессионального образования, подведомственных Министерству образования и науки Российской Федерации; руководителей, заместителей руководителей образовательных организаций и руководителей структурных подразделений; руководителей и специалистов органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих управление в сфере образования, органов местного самоуправления в сфере образования по программе «Реализация образовательных программ в вузе в соответствии с требованиями ФГОС и работодателей: подходы, технологии обучения, оценка, прогноз». Получено удостоверение установленного (государственного) образца.
Научная деятельность
В 2001 году принимала участие в проведении масштабного исследования в г. Иркутске по инициативе «Проекта Гармония» в рамках программы «Сотрудничество местных сообществ по проблеме насилия в семье» и при содействии государственных и общественных организаций г. Иркутска, в рамках которого было опрошено 7040 человек различных возрастных категорий по двум стандартизированным типам анкет.
В рамках диссертационной работы было проведено социологическое исследование на тему «Природа и особенности проявления толерантности в благополучных семьях г. Иркутска» в период с февраля по апрель 2006 г. в г. Иркутске (в процессе анкетирования было опрошено 800 человек – оба супруга из 400 полных семей, отобранных по критерию благополучности в результате квотной выборки); экспертный опрос руководителей и специалистов социальных организаций, занимающихся вопросами семьи на тему «Основные пути и перспективы формирования и функционирования института семьи как экономически- и профессионально- ориентированного института в крупном российском городе (на примере г. Иркутска)», в период с марта по апрель 2006 г. с целью выявления основных особенностей решения проблем семьи (в экспертном опросе (сплошная выборка) приняло участие 29 руководителей и специалистов различного профиля из 16 социальных организаций г. Иркутска, занимающихся вопросами семьи и семейного благополучия).
Принимала активное участие в коллективном исследовании «Мониторинг участия российских вузов в Болонском процессе», проводимого Исследовательской группой ЦИРКОН в октябре – ноябре 2006 г. по заказу Национального фонда подготовки кадров (НФПК).
Являлась участником исследовательского проекта в рамках МИОН «Россия в общеевропейском научно-образовательном пространстве. Будущее университетского образования: вызовы и возможности» (2007 г.).
Участвовала в обработке и анализе данных анкетирования, проводимого совместно с Центром изучения общественного мнения НИИ ИО Тюменского государственного нефтегазового университета среди студентов и профессорско-преподавательского состава структурных подразделений ИГУ по ключевым вопросам совершенствования образовательных и воспитательных программ (апрель – сентябрь 2008 г.).
Участвовала во всероссийских конкурсах научных работ (Всероссийский конкурс им. Н.И. Кареева, 2007 г.; Всероссийский конкурс научных работ молодых ученых и студентов «Образование и культура: социальные силы коренных народов России рубежа XX-XXI вв..», 2007 г.; конкурс на право получения гранта Президента РФ для поддержки молодых ученых - кандидатов наук и их научных руководителей, 2008 г.).
Принимала активное участие на всех этапах подготовки Доклада «О состоянии гражданского общества в Иркутской области. 2008 год» по заказу Общественной палаты Иркутской области: осуществляла работу по формированию информационной базы организаций, относящихся к некоммерческому сектору Иркутской области; по расчету выборок для проведения опроса населения Иркутской области и экспертного опроса по некоммерческому сектору, по обработке и анализу данных исследований с использованием программного обеспечения SPSS Statistics 17.0 для Windows (октябрь 2008 г. – май 2009 г.).
В рамках разработки проблем высшей школы (научные исследования по проблемам высшего профессионального образования и повышения его эффективности) в период с 2008 по 2012 гг. принимала непосредственное участие в реализации исследовательского проекта СЛРПИ по вопросам совершенствования учебного процесса в рамках перехода на новую модель образования и трудоустройства выпускников на тему: «Разработка прогнозной модели трудоустройства выпускников Института социальных наук ИГУ с учетом потребностей региона». Координировала работу по созданию базы данных по выпускникам и работодателям, по проведению, обработке и анализу данных анкетирования среди выпускников Института социальных наук ИГУ по специальностям «Социология» и «Менеджмент организаций» и экспертного опроса среди руководителей ведущих организаций и предприятий крупных городов Иркутской области.
Принимала участие в организации и проведении конференций, семинаров и круглых столов, в том числе, Областного научно-практического семинара с участием экспертов-работодателей «Прогнозная модель трудоустройства выпускников Института социальных наук ИГУ с учетом потребностей организаций и предприятий городов Иркутской области» (г. Иркутск, 2008), Круглого стола «Подготовка специалистов для экономики и социальной сферы региона (задачи, потребности, перспективы, взаимодействие с работодателями)» в рамках «Инновационного форума-2009» (г. Иркутск, 2009), Межвузовской научно-методической конференции «Инновационные формы и методы в системе высшего профессионального образования в России» (г. Иркутск, 2010), Международной научно-методической Интернет-конференции «Иркутск: традиции и проектирование будущего» (г. Иркутск, 2011), Всероссийской научно-методической конференции «Активные формы и методы обучения в формировании профессиональных компетенций: освоение российскими вузами инновационных продуктов и технологий» (г. Иркутск, 2012), Ежегодных итоговых научно-практических конференций студентов-социологов по результатам производственных социологических практик (г. Иркутск, 2009-2012 гг.).
Участие в организации и проведении курсов мобильного повышения квалификации командированных научно-педагогических работников вузов России «Современная модель разработки и реализации рабочих программ и технологий обучения при преподавании гуманитарных, социально-экономических и общепрофессиональных дисциплин в условиях введения ФГОС-3» (2011 г.) и «Современные требования к качеству рабочих программ при преподавании гуманитарных и социально-экономических, общепрофессиональных и специальных дисциплин в условиях введения уровневого высшего профессионального образования: подходы, технологии обучения, оценка, прогноз» (2012 г.); курсов внутреннего повышения квалификации научно-педагогических работников иркутских вузов «Государственная политика в образовании и основные тенденции развития регионального университета в условиях введения ФГОС» (2011 г.) и «Современные модели преподавания гуманитарных, социально-экономических и общепрофессиональных дисциплин в условиях введения уровневого высшего профессионального образования в региональном вузе: традиционные и инновационные подходы к разработке и реализации рабочих программ и технологий обучения» (2012 г.).
С 2011 года являлась научным руководителем 12 дипломных работ студентов очного и заочного отделений Института социальных наук ИГУ по специальностям «Социология и «Социальная работа».
Автор более 40 научных работ, из них 17 статей.
Избранные научные работы
Саблина Н.А. О необходимости комплексного подхода к исследованию насилия в семье в контексте перспектив развития российской социологии в XXI в. / Н.А. Саблина // Тезисы докладов и выступлений на II Всероссийском социологическом конгрессе «Российское общество и социология в XXI веке: социальные вызовы и альтернативы: В 3 т. – М: Альфа-М, 2003. – Т.2. – С. 89 – 91.
Саблина Н.А. Внутрисемейная толерантность как способ гармонизации семейных отношений в России / Н.А. Саблина // Актуальные аспекты проблемы толерантности в современном обществе: Материалы международной научно-практической конференции «Актуальные аспекты проблемы толерантности в современном мире» – 2004 / под науч. ред. И.Л. Первовой; пер с англ. Т. Куравлевой. – СПб: Изд-во СПб, 2004. – С. 123 – 140.
Саблина Н.А. Семейные отношения как социальный феномен в аспекте взаимосвязи конфликтности и насилия / Н.А. Саблина // Тезисы докладов и выступлений на II Втором международном конгрессе конфликтологов: в 2 т. – Санкт-Петербург: Наука, 2004. – Т.2. – С. 81 – 83.
Саблина Н.А. Гармонизация семейных отношений в России в перспективах развития семьи как нового экономически- и профессионально- ориентированного института / Н.А. Саблина // Вестник ИрГТУ. – 2006. – № 2 (26). – Т. 2. – С. 56.
Саблина Н.А. Особенности внутрисемейной толерантности в контексте гармонизации семейных отношений в России / Н.А. Саблина // Тезисы докладов III Всероссийской научной конференции «Сорокинские чтения: Социальные процессы в современной России: традиции и инновации». Т. 1. – М.: КДУ, 2007. – С. 170 – 173.
Саблина Н.А. Специфика исследования внутрисемейной толерантности в условиях Сибири / Н.А. Саблина // Российская семья в ХХI веке: тенденции и перспективы: сб. ст. Всероссийской науч.-практ. конф. с международным участием / под ред. Л.В. Карцевой [и др.]. Тольятти, 16-17 октября 2008 г. – Тольятти: ТГУ, 2008. – Ч. I – С. 96 – 100.
Саблина Н.А. Внутрисемейная толерантность как фактор благополучия семейных отношений в России / Н.А. Саблина // Материалы III Всероссийского социологического конгресса «Социология и общество: проблемы и пути взаимодействия», Москва, 21-24 октября 2008 г. ISBN 978-5-89697-157-3.
Саблина Н.А. Роль института семьи в социализации личности в условиях социально-экономических трансформаций современного российского общества / Н.А. Саблина // Развитие социальных систем как проблемы управления: сборник научных трудов. - Иркутск, 2009. – С. 264–270.
О состоянии гражданского общества в Иркутской области. 2008 год: Доклад Общественной палаты Иркутской области / Грабельных Т.И., Широбокова А.А.; рабочая группа по подготовке Доклада: Головных И.М. [и др.]; исслед. коллектив: Грабельных Т.И. [и др.]. – Иркутск: Общественная палата Иркутской области, 2009. – 212 с. (Саблина Н.А. в составе исслед. коллектива).
Грабельных Т.И. Технологии взаимодействия и формы сотрудничества вузов с работодателями (в контексте организации и проведения производственных и преддипломных практик студентов-социологов) / Т.И. Грабельных, Н.А. Саблина // Инновационные формы и методы в системе высшего профессионального образования в России: науч.-метод. материалы / [отв. ред. Т.И. Грабельных, В.А. Решетников; сост. - Т.И. Грабельных, Н.А. Саблина]. – Иркутск: Изд-во Иркут. гос. ун-та, 2010. – С. 29 – 45.
Грабельных Т.И. Перспективы выпускников-социологов регионального вуза: наличие или отсутствие? (по материалам социологических исследований) / Т.И. Грабельных, Н.А. Саблина // Стратегия инновационного развития России как особой цивилизации в XXI веке: VI Всероссийская научная конференция «Сорокинские чтения – 2010»: сборник тезисов. – М.: МАКС Пресс, 2010. – С. 382 – 384.
Грабельных Т. И. Инновационный потенциал молодежи в пространстве города: ключевые стратегии реализации / Т. И. Грабельных, Н. А.Саблина // Иркутск: традиции и проектирование будущего: материалы Междунар. науч.-практ. конф., посвящ. 350-летию г. Иркутска / ФГБОУ ВПО «ИГУ»; отв. ред. Т.И. Грабельных, В.А. Решетников. – Иркутск : Изд-во ИГУ, 2011. – С. 245 – 249.
Грабельных Т.И. Основные пути углубления профессионализации выпускников современных вузов в условиях внедрения ФГОС / Т.И. Грабельных, Н.А. Саблина // Ректор вуза. – М. – 2012. - №7. – С. 18-21.
Грабельных Т.И. Информационно-образовательная среда и межвузовская модель партнерства / Т.И. Грабельных, Н.А. Саблина // Информация и образование: границы коммуникаций INFO’11: сборник научных трудов. - № 4 (12). – Горно-Алтайск: РИО ГАГУ, 2012. – С. 251 – 252.
Грабельных Т.И. Организация профессиональных и деловых площадок как способ углубления профессионализации выпускников современных вузов / Т.И. Грабельных, Н.А. Саблина // Социология в системе научного управления [Электронный ресурс]: Материалы IV Всероссийского социологического конгресса (Москва, 2-4 февраля 2012 года) / ИС РАН, ИСПИ РАН, РГСУ. – М.: ИС РАН, 2012. – 1 CD ROM. ISBN 978–5–89697–210–5.
Саблина Н.А. Возможности и преимущества SPSS как специализированного программного продукта при подготовке кадров социологического профиля / Н.А. Саблина // Современные практики формирования профессиональных компетенций и освоения российскими вузами инновационных продуктов и технологий : науч.-метод. материалы / ФГБОУ ВПО «ИГУ» ; [науч. ред. Т.И. Грабельных, В.А. Решетников]. – Иркутск : Изд-во ИГУ, 2012. – С. 303 – 306.
Грабельных Т.И. Новые условия реализации дополнительных профессиональных образовательных программ в вузе / Т.И. Грабельных, Е.С. Козлова, Н.А. Саблина // Информация и образование: границы коммуникаций (INFO'2013): сборник научных трудов. - Горно-Алтайск, 2013. - № 5(13). - С. 225-226.