На главную Карта сайта Контакты

 

Как нас найти
664003, г. Иркутск, ул. Ленина, 3,
т.(3952) 200-205
e-mail: vresh@socio.isu.ru,
socioisu@mail.ru

Институт социальных наук ИГУ

Социологическая лаборатория

2013 год

30 января 2013 - 03 февраля 2013 участие научного сотрудника лаборатории Е.С. Козловой в Социологической Школе ВЦИОМ, зимней сессии – 2013 г. «Клиентоориентированность социологического исследования: “за” и “против”» (г. Москва).

6 февраля 2013 - 8 февраля 2013 участие научного сотрудника лаборатории Е.С. Козловой в X Международной научно-методической конференции «Новые образовательные технологии в вузе» (г. Екатеринбург).

15 марта 2013 года в Иркутском государственном университете состоялась Вторая Всероссийская научно-методическая конференция с международным участием «Углубление профессионализации, инновационная активность и академическая мобильность в условиях модернизации высшей школы: технологии социального партнерства вузов с субъектами регионального развития». Инициатором организации и проведения конференции выступила Социологическая лаборатория региональных проблем и инноваций Института социальных наук и НИЧ ФГБОУ ВПО «Иркутский государственный университет» (зав. лабораторией – доктор социологических наук, профессор Т.И. Грабельных). Проведение конференции вызвано необходимостью осмысления нового этапа модернизации высшего профессионального образования в России и выработки концептуальных подходов к развитию новых форм сотрудничества российских вузов с заинтересованными партнерами на международном, российском и региональном уровнях по вопросам общественно-профессиональной и международной аккредитации образовательных программ, создания инновационной инфраструктуры в вузе и регионе, развития академической мобильности и др.

На конференции было зарегистрировано более 130 участников, которые представляли федеральные, национальные исследовательские университеты, классические, технические и педагогические вузы Горно-Алтайска, Ижевска, Иркутска, Екатеринбурга, Калининграда, Красноярска, Курска, Москвы, Нижнего Новгорода, Новосибирска, Санкт-Петербурга, Твери, Тольятти, Тулы, Улан-Удэ, Ульяновска, Ярославля и других городов. В числе зарубежных гостей зарегистрированы представители из Англии (г. Лондон), Казахстана (г. Алматы), Китая, Польши (г. Щецин), Чехии (г. Прага).

По словам проректора по научной работе ФГБОУ ВПО «ИГУ», доктора химических наук, профессора Александра Федоровича Шмидта (г. Иркутск), конференция посвящена чрезвычайно сложным проблемам, отражающим существующие противоречия, с которыми сегодня сталкиваются вузы: «Открытость, обмен идеями на международной арене являются весомым аргументом в решении подобных противоречий. Проводимые конференции, в том числе данная конференция, – один из важных этапов решения существующих проблем в сфере высшего образования».

В рамках конференции 14 марта 2013 г. состоялась секция для студентов, аспирантов и молодых преподавателей «Приоритеты образовательной и исследовательской деятельности для студентов, аспирантов и молодых преподавателей в системе ВПО в условиях российского и международного рынка образовательных услуг».

Были представлены к обсуждению следующие доклады: 1) «London School of Business and Finance: международное академическое партнерство, совместные стипендиальные программы, британское бизнес-образование в современном мире» (докладчик - Maria Nemchinova, Business Developer, г. Лондон); 2) «О реализации международных европейских программ мобильности студентов в Международном Институте Экономики и Лингвистики ИГУ» (докладчик - Лиштованная Татьяна Васильевна, начальник Управления международных связей Иркутского государственного университета, заведующая кафедрой европейских языков МИЭЛ ФГБОУ ВПО «ИГУ», кандидат филологических наук, доцент, г. Иркутск); «Опыт сотрудничества Байкальской международной бизнес-школы с зарубежными университетами» (докладчик - Потапкина Мария Александровна, декан факультета бизнеса и менеджмента Байкальской международной бизнес-школы ФГБОУ ВПО «ИГУ», кандидат экономических наук, доцент, Иркутск) и др.

15 марта 2013 года состоялось Пленарное заседание и два круглых стола.

С приветственным словом к участникам конференции обратились: Шмидт Александр Федерович – проректор по научной работе ФГБОУ ВПО «ИГУ», доктор химических наук, профессор (г. Иркутск); Потороченко Николай Анатольевич – заместитель председателя Комитета по экономике – начальник Управления по стратегическому развитию и инновационной политике администрации г. Иркутска, кандидат физико-математических наук (г. Иркутск); Юркина Надежда Сергеевна – и. о. начальника отдела социокультурных связей Управления туризма и международной деятельности администрации г. Иркутска (г. Иркутск); Чжэн Минь Цю - консул по образованию Генерального консульства Китайской Народной Республики (г. Иркутск); Анна Вальчак - консул Генерального консульства Республики Польша в г. Иркутске (г. Иркутск); Пешков Виталий Владимирович - проректор по научной работе НИ ИрГТУ, действительный член международной академии инвестиций и экономики строительства (МАИЭС), доктор экономических наук, профессор, член Общественной палаты Иркутской области (г. Иркутск); Озерникова Татьяна Георгиевна - проректор по учебной работе и международной деятельности ФГБОУ ВПО «БГУЭП», доктор экономических наук, профессор (г. Иркутск); Семенова Татьяна Ивановна – проректор по научной работе ФГБОУ ВПО «Иркутский государственный лингвистический университет», доктор филологических наук, профессор (г. Иркутск)

Участникам конференции были представлены доклады:

«Новые тенденции в модернизации высшего профессионального образования в России» - Деренко Николай Васильевич, проректор по образовательной деятельности ФГБОУ ВПО «ИГУ», кандидат физико-математических наук, доцент (г. Иркутск);

«Опыт Торгово-промышленной палаты Восточной Сибири по вопросам международного сотрудничества в экономической сфере» - Шаврин Константин Семенович, Президент ТПП Восточной Сибири, доктор экономических наук (г. Иркутск);

«Опыт реализации современных форм академической мобильности в практике Международного института экономики и лингвистики Иркутского государственного университета» - Андрухова Валентина Яковлевна, директор Международного института экономики и лингвистики ФГБОУ ВПО «ИГУ», кандидат химических наук, доцент;

«Основные тенденции развития профессионального образования в Иркутской области» - Иванова Ирина Владимировна, руководитель Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Иркутской области (г. Иркутск);

«Роль гуманитарного образования в инновационном развитии региона (на примере подготовки бакалавров - инноваторов)» - Казанцева Анжела Анатольевна, зав. кафедрой лингводидактики и инновационных технологий, аналитик УЦИП ФГБОУ ВПО «ИГЛУ», кандидат педагогических наук, доцент (г. Иркутск);

«Интернационализация российского образования: опыт франко-российского сотрудничества» - Чупрова Оксана Георгиевна, директор УМЦ «Русско-французский факультет» Байкальского государственного университета экономики и права (г. Иркутск);

«Социальное партнерство высших учебных заведений и нефтедобывающих компаний» - Грошева Надежда Борисовна, декан Сибирско-американского факультета Байкальской международной бизнес-школы ФГБОУ ВПО «ИГУ», доктор экономических наук, доцент;

«Технопарк как элемент инновационной инфраструктуры вуза» - Рупосов Виталий Леонидович, директор Технопарка ИрГТУ, канд. геолого-минералогических наук, доцент (г. Иркутск).

Также по Skype с докладом «Академическая мобильность и новые тренды развития культурного капитала» выступила директор Института социологии Щецинского университета, доктор социологических наук, профессор Оксана Николаевна Козлова (г. Щецин, Польша) и с докладом «Особенности расширения сотрудничества российских вузов с зарубежными партнерами (на примере Балтийского федерального университета им. И. Канта» выступил проректор по международным связям, руководитель Центра польских исследований Балтийского федерального университета им. И. Канта, кандидат политических наук Игорь Игоревич Жуковский (г. Калининград).

Обсуждение ключевых вопросов на конференции проходило по многим направлениям:

 «Достижения от партнерства»;

 «Открытость вуза и решение возникающих проблем на всех уровнях»;

«Качество обучения в свете мировых рейтингов образовательных программ»;

«Интернационализация высшего образования в аспекте международного сотрудничества, интеграции международного и межкультурного контекстов, состояния и динамики глобального пространства»;

«Возможности, преимущества и последствия обучения за рубежом» (для вуза, региона, страны);

«Трудоустройство в российских и международных компаниях: статус и роль вуза, взаимодействие с сектором экономики»;

 «Повышение интереса к иностранным языкам в вузе и эффективность языковых практик» («языковой барьер как основная преграда в расширении академической мобильности»);

«Формирование новой информационной, технической, языковой, инновационной базы как условие повышения конкурентоспособности российских программ, интеграции российских вузов и России в целом в различные международные сообщества»;

«Повышение конкурентоспособности вузов Сибирского региона» и др.

По итогам конференции зав. социологической лабораторией региональных проблем и инноваций, профессор Т.И. Грабельных отметила, что «мероприятия подобного уровня ориентируют на стратегическое развитие современной международной университетской сети, направленной на реализацию образовательных программ и исследовательских проектов, расширение академической мобильности, координацию систем управления качеством в вузах, развитие инновационной инфраструктуры в вузе, городе и регионе, открывают новые возможности по продвижению вуза в международную научно-образовательную среду. Новая реальность – это, прежде всего, новые задачи и новые подходы. В этой связи мы ставим вопрос о важности проведения совместного с зарубежными коллегами научного исследования по выработке стратегии расширения академической мобильности в России».

 

По итогам конференции был опубликован сборник научно-методических материалов:

Новый этап модернизации и интернационализации высшего образования: базовые индикаторы : науч.-метод. материалы: науч.-метод. материалы / ФГБОУ ВПО «ИГУ» ; [науч. ред. Т.И. Грабельных, В.А. Решетников]. – Иркутск : Изд-во ИГУ, 2013. – 481 с.

 

 

27 мая -7 июня 2013 года состоялись мобильные курсы повышения квалификации научно-педагогических работников государственных учреждений ВПО, подведомственных Министерству образования и науки Российской Федерации по программе «Корректировка и реализация основных образовательных программ в вузе в соответствии с требованиями ФГОС и работодателей: проблемы, подходы, технологии обучения».

По итогам курсов 6-7 июня состоялась VI Инновационная научно-методическая сессия «Спрос работодателей на инновационную проектную деятельность студентов исследовательского и экспертно-аналитического профилей». Данное мероприятие проводится в Институте социальных наук ежегодно по специальности «Социология» (инициатором и организатором инновационных сессий является д-р социол. наук, профессор Т.И. Грабельных). Впервые участниками сессии выступили слушатели курсов мобильного повышения квалификации командированных научно-педагогических работников из 20 вузов России. Первый день работы сессии прошел с участием студентов 2-5 курсов специальности / направления подготовки «Социология». Были заслушаны доклады и презентации, подготовленные в рамках дипломных проектов по следующим темам: «Восприятие стратегического подхода как интегративный фактор социально-экономического развития российского города: инновационный проект по разработке социально-ориентированной программы комплексной поддержки инициатив муниципальных властей в Иркутске» (А.Н. Кравцова); «Здоровье супругов как фактор стабильности молодых семей в России: инновационный проект по разработке региональной социальной целевой программы “Здоровье молодой семьи”» (Н.Ю. Шадрова); «Динамика социально-профессиональных ожиданий студенческой молодежи и основные векторы миграционной мобильности в Иркутской области: сравнительный анализ и прогноз (на примере иркутских вузов)» (М.М. Седолобова) и др. По дисциплине «Социологические проблемы изучения общественного мнения» были представлены инновационные проекты студентов 3-го курса специальности «Социология» по темам: «Иркутский центр поддержки стратегических демографических инициатив “Relation”» (А.А. Жагарина); «Специализированный инновационный центр креативных технологий ООО “New Power”» (С.О. Шульгина); «Иркутский центр независимых гендерных исследований “M&W”» (Ю.П. Циркунова); «Иркутский центр социологической и экологической экспертизы “Город Сад”» (В.И. Гресько) и др. Научный руководитель представленных дипломных и инновационных проектов – профессор Т.И. Грабельных. В процессе обсуждения специфики подготовки инновационных профильных работ студентов возникла широкая дискуссия, в ходе которой приняли активное участие преподаватели из Казанского национального исследовательского технологического университета, Кузбасского государственного технического университета и Казанского государственного архитектурно-строительного университета, которые поделились своим опытом работы по основным подходам и практикам в реализации инновационной проектной деятельности студентов с учетом требований работодателей.

7 июня 2013 года завершился второй день работы инновационной сессии. Он был посвящён обсуждению вопросов, касающихся спроса работодателей на инновационную деятельность преподавателей и студентов в процессе реализации основных образовательных программ (экспертно-технологический аспект). С докладом «Современные технологии взаимодействия вуза с работодателями: анализ, экспертная оценка» выступила Елена Геннадьевна Русскова, директор Института мировой экономики и финансов Волгоградского государственного университета, профессор кафедры экономической теории и экономической политики, доктор экономических наук, профессор. Также представили доклады: «Методика организации управления социально-экономическими системами и ее инструменты» (И.И. Дымковец, доцент кафедры управления и планирования социально-экономических процессов ФГБОУ ВПО «Санкт-Петербургский государственный университет экономики и финансов» им. з.д.н. РФ Ю.А. Лаврикова, кандидат экономических наук); «Методика развития креативного мышления в образовательном процессе: компетентностный подход» (А.М. Сафина, старший преподаватель кафедры философии ФГБОУ ВПО «Казанский государственный архитектурно-строительный университет», кандидат философских наук); «Проблемы сохранения социальной и исторической памяти на примере истории развития угольной промышленности Кузбасса» (Р.С. Бикметов, заведующий кафедрой отечественной истории, теории и истории культуры ФГБОУ ВПО «Кузбасский государственный технический университет», доктор исторических наук, доцент); «Опыт реализации основных образовательных программ в вузе (на примере Российского государственного гуманитарного университета)» (В.В. Чернов, доцент кафедры социологии организации и социальных технологий ФГБОУ ВПО «Российский государственный гуманитарный университет», кандидат социологических наук, доцент).

Слушатели курсов и представители профессорско-преподавательского состава ИГУ плодотворно обсудили актуальнейшие проблемы реализации основных образовательных программ в вузе и наметили планы на дальнейшее сотрудничество.

По окончанию работы состоялось интервью с руководителем курсов мобильного повышения квалификации командированных научно-педагогических работников вузов России «Корректировка и реализация основных образовательных программ в вузе в соответствии с требованиями ФГОС и работодателей: проблемы, подходы, технологии обучения» доктором социологических наук, профессором Т.И. Грабельных.

20 июня 2013 - 22 июня 2013 участие сотрудников лаборатории в Международной научно-практической конференции «Приоритетные направления социально-экономического развития Байкальского региона и Востока России в условиях глобальных и региональных вызовов» (г. Улан-Удэ).

02 июля 2013 – 05 июля 2013 участие профессора Т.И. Грабельных и научного сотрудника Е.С. Козловой в V Международной научно-практической конференции «Информация и образование: границы коммуникации» (г. Горно-Алтайск).

С 14 по 25 октября 2013 г. в Иркутском государственном университете прошли федеральные курсы повышения квалификации по программе «Реализация образовательных программ в вузе в соответствии с требованиями ФГОС и работодателей: подходы, технологии обучения, оценка, прогноз». Курсы повышения квалификации профессорско-преподавательского состава вузов г. Иркутска и Иркутской области прошли на базе Института социальных наук ИГУ (руководитель курсов - заведующая социологической лабораторией региональных проблем и инноваций ИСН и НИЧ ИГУ, профессор кафедры социальной философии и социологии ИСН ИГУ, доктор социологических наук, профессор Т.И. Грабельных).

Предметом обсуждений научно-образовательного сообщества выступили вопросы эффективности взаимодействия вузов с работодателями в условиях реализации основных образовательных программ.

В числе лекторов и слушателей курсов - представители ФГБОУ ВПО «Иркутский государственный университет», ФГБОУ ВПО «Национальный исследовательский Иркутский государственный технический университет», ФГБОУ ВПО «Восточно-Сибирская государственная академия образования», ФГБОУ ВПО «Байкальский государственный университет экономики и права» и др. Всего заявлено более 50 слушателей.

Начало курсов 14 октября 2013 г. ознаменовалось проведением  круглого стола, на котором предметом дискуссий выступили следующие актуальные темы:

1. Основные пути и механизмы регулирования структурного несоответствия между спросом предприятий и предложением со стороны вуза на рынке труда.

2. Условия и факторы создания современной профессионально-образовательной инфраструктуры инновационного типа в образовательном пространстве вуза и региона.

3. Особенности корректировки и реализации основных образовательных программ в вузе в контексте их профессионально-творческой направленности.

4. Расширение практико-ориентированного компонента в рамках учебных дисциплин в основных образовательных программах вуза.

5. Активизация профессионально-образовательной деятельности вуза как фактор повышения его роли в социально-экономическом развитии региона.

70 слушателям курсов, которые представляли профессорско-преподавательский состав иркутских вузов, руководители, заместители руководителей образовательных организаций и их структурных подразделений ФГБОУ ВПО «ИГУ», НИ ИрГТУ, ФГБОУ ВПО «БГУЭП», ФГБОУ ВПО «ИГЛУ», ФГБОУ ВПО «ВСГАО», а также руководители и специалисты органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих управление в сфере образования, были торжественно вручены удостоверения. Завершение курсов проходило в рамках Третьей Всероссийской межвузовской научно-методической конференции «Социальное образование как фактор ускоренного развития российского региона».

При подведении итогов слушателями курсов дана оценка их организации и содержанию.

По мнению доцента кафедры социологии и социальной работы НИ ИрГТУ, кандидата педагогических наук, заслуженного учителя России Валентина Андреевича Калашникова: «По организации, структуре и содержанию курсы заслуживают самой высокой оценки.

Примечательно, что в рамках данных курсов (в их заключительной части) прошла Третья Всероссийская межвузовская научно-методическая конференция «Социальное образование как фактор ускоренного развития российского региона», состоялся Круглый стол «Современные технологии социального партнерства вуза с субъектами регионального развития». Получили широкое обсуждение такие актуальные вопросы, как: Какие специалисты сегодня нужны работодателям? Какова реальная включенность работодателя в образовательный процесс? Мотивирован ли современный преподаватель на инновационные формы и методы обучения? Главный итог курсов - повысилась уверенность в том, что развитие высшей профессиональной школы идет в нужном направлении. Выражаем благодарность организатору курсов – доктору социологических наук, профессору Татьяне Ивановне Грабельных за качественный подбор лекторского состава, своевременность и значимость поставленных вопросов, возможности ознакомиться с различными научно-методическими площадками ведущих вузов г. Иркутска, привлечение работодателей к работе курсов. Данное мероприятие показало, что ИГУ, как классический университет, выполняет свою основную – консолидирующую функцию по созданию единого научно-образовательного пространства в регионе».

Слова благодарности прозвучали от коллектива слушателей ФГБОУ ВПО «ВСГАО». Общее мнение о курсах выразила доцент кафедры истории и методики, кандидат педагогических наук, доцент Татьяна Викторовна Дыкусова: «Мы благодарим за отличную организацию курсов повышения квалификации, а также партнерские отношения, которые установились между слушателями и преподавателями. Проблемы, рассматриваемые в ходе занятий, очень актуальны на данный момент. Несомненно, полученные теоретические и практические материалы мы будем использовать в своей профессиональной деятельности. Всех преподавателей, реализующих программу курсов (всего было задействовано в работе курсов 20 лекторов), характеризует высокий уровень профессионализма. Интерактивные формы проведения занятий дали возможность обозначить спорные вопросы, высказать свою позицию, взаимодействовать с коллегами из других вузов нашего города. Хотелось бы, чтобы курсы повышения квалификации такого формата и уровня на площадке Института социальных наук Иркутского государственного университета проводились бы и в дальнейшем!».

В составе слушателей был широко представлен профессорско-преподавательский состав Института социальных наук ИГУ. По словам декана факультета дополнительного образования Института социальных наук, кандидата философских наук, доцента Владлены Владимировны Поповой: «Социологическая лаборатория региональных проблем и инноваций уже на протяжении ряда лет является инициатором и организатором федеральных курсов (мобильных и внутренних), проводимых на базе нашего Института (зав. лабораторией, профессор Т. И. Грабельных). Данные курсы повышения квалификации позволили организовать конструктивный диалог преподавателей ведущих вузов г. Иркутска. Тщательно подобранный состав лекторов (от представителей администрации до ведущих преподавателей университетов) позволил слушателям получить информацию из разных источников и заняться ее креативным анализом в ходе научных дискуссий. Интерактивный характер занятий, творческая атмосфера, выездные занятия в Ботаническом саду, научной библиотеке ИГУ и Технопарке НИ ИрГТУ… - две недели работы курсов были насыщенными, интересными, полезными. Часто возникало ощущение участия в конгрессе профессионалов, близких не только по роду деятельности, но и по духу, ценностям, принципам. Безусловно, следует продолжать сложившуюся традицию - проведение курсов повышения квалификации преподавателей высших учебных заведений нашего региона на базе Иркутского государственного университета!».

«Курсы завершились. Мы признательны руководству Иркутского государственного университета, Института социальных наук за помощь в организации и проведении курсов, благодарим лекторов курсов за их высокий профессионализм и самоотдачу, слушателей - за заинтересованное отношение и конструктивный подход. Курсы востребованы, а, значит, есть надежда на дальнейшее обсуждение вопросов в таком формате», - отмечает руководитель курсов, профессор Т.И. Грабельных.

 

17 октября 2013 -19 октября 2013 участие доктора социологических наук, профессора Т.И. Грабельных во II Конгрессе Социологической ассоциации Украины «Социология и общество: взаимодействие в условиях кризиса» (г. Харьков).

В рамках мероприятий программы стратегического развития ФГБОУ ВПО «Иркутский государственный университет» на 2012 – 2016 годы и в связи с юбилеем Иркутского государственного университета, 25 октября 2013 года прошла Третья Всероссийская межвузовская научно-методическая конференция «Социальное образование как фактор ускоренного развития российского региона».

Целью конференции явилось развитие научно-образовательного и общественно-профессионального дискурса по ключевым вопросам модернизации социального образования, укрепления и углубления связей российских вузов с субъектами регионального развития, внедрения прогрессивных форм и методов взаимодействия на российском и региональном уровнях.

Организатором конференции традиционно выступила Социологическая лаборатория региональных проблем и инноваций Института социальных наук и НИЧ ФГБОУ ВПО «Иркутский государственный университет» (зав. лабораторией – доктор социологических наук, профессор Т.И. Грабельных).

На конференции было зарегистрировано более 100 участников, которые представляли профессорско-преподавательский состав, руководителей, заместителей руководителей образовательных учреждений и руководителей структурных подразделений ФГБОУ ВПО «ИГУ», НИ ИрГТУ, ФГБОУ ВПО «БГУЭП», ФГБОУ ВПО «ИГЛУ», ФГБОУ ВПО «ВСГАО», а также руководителей и специалистов органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих управление в сфере образования, органов местного самоуправления в сфере образования, работодателей.

С приветственным словом на открытии конференции выступили: проректор по образовательной деятельности ФГБОУ ВПО «ИГУ», кандидат физико-математических наук, доцент Деренко Николай Васильевич; руководитель Службы записи актов гражданского состояния Иркутской области Власенко Олег Борисович; начальник отдела развития инновационной деятельности НИ ИрГТУ, доцент кафедры экономики и менеджмента, кандидат геолого-минералогических наук, доцент Рупосов Виталий Леонидович; председатель Правления Иркутского областного общественного благотворительного фонда Тихомировых по реабилитации детей – инвалидов с помощью верховой езды, член Общественной палаты Иркутской области Тихомиров Михаил Святославович.

В своем приветствии Николай Васильевич Деренко отметил, что «проведение уже третьей всероссийской научно-методической конференции с участием работодателей за последние два года символизирует важный этап активизации научно-образовательной и производственно-прикладной деятельности в Иркутском государственном университете и других вузах региона. Обсуждение вопросов, связанных с развитием социального образования, несомненно, представляет шаг вперед, когда учитываются не только внутривузовские и межвузовские параметры, но и идет ориентация на развитие технологий социального партнерства с ведущими субъектами регионального развития».

В рамках конференции по обозначенной проблематике состоялся круглый стол «Современные технологии социального партнерства вуза с субъектами регионального развития», главными участниками которого выступили слушатели по программе курсов повышения квалификации «Реализация образовательных программ в вузе в соответствии с требованиями ФГОС и работодателей: подходы, технологии обучения, оценка, прогноз» (14.10.2013 - 25.10.2013 г.). Конференция завершилась работой секции для студентов и аспирантов с участием работодателей: «Проблемы конвергенции профессиональных ресурсов будущих специалистов и их работодателей».

На пленарном заседании участникам конференции были представлены следующие доклады:

«Феноменология социального образования» - Решетников Владимир Алексеевич, директор Института социальных наук ИГУ, доктор философских наук, профессор (г. Иркутск); «Механизмы участия работодателей в управлении качеством профессионального образования: региональный подход» - Гетманская Анастасия Александровна, начальник отдела профессионального образования Министерства образования Иркутской области (г. Иркутск); «Сохранение преемственности в российском вузе: проблемы, традиции, подходы, опыт взаимодействия с работодателями» - Токарская Нинель Михайловна, профессор кафедры социологии и социальной работы ФГБОУ ВПО «БГУЭП», доктор экономических наук, профессор, заслуженный деятель науки РФ (г. Иркутск); «Перспективы развития взаимодействия работодателей и кафедры в контексте развития системы дошкольного образования Иркутской области» - Зайцева Ольга Юрьевна, зав. кафедрой психологии и педагогики дошкольного образования ФГБОУ ВПО «ВСГАО», кандидат психологических наук, доцент (г. Иркутск), Удова Ольга Владимировна – доцент кафедры психологии и педагогики дошкольного образования, доцент ФГБОУ ВПО «ВСГАО», кандидат психологических наук (г. Иркутск); «Организация работы научно-исследовательского студенческого центра психологической помощи» - Ларионова Лариса Александровна, старший преподаватель кафедры психологии ФГБОУ ВПО «НИ ИрГТУ» (г. Иркутск); «Социальное проектирование в контексте новых образовательных стандартов всех уровней» - Соцердотова Галина Васильевна - доцент кафедры естественно-научных дисциплин факультета сервиса и рекламы ФГБОУ ВПО «ИГУ», кандидат физико-математических наук, доцент (г. Иркутск); «Здоровый образ жизни как социально-культурное явление (на примере Гуманитарного факультета Томского государственного университета систем управления и радиоэлектроники)» - Афанасьев Александр Лукьянович, доцент кафедры истории и социальной работы Томского государственного университета систем управления и радиоэлектроники, кандидат исторических наук (г. Томск); «Основные тренды развития гуманитарного образования в Иркутской области» - Чебунин Виктор Петрович, доцент кафедры государственного и муниципального управления ИСН ИГУ, ученый секретарь Совета ректоров вузов Иркутской области, кандидат экономических наук, доцент (г. Иркутск); «Специфика трудоустройства выпускников юридического вуза (на примере ВСФ ФГБОУ ВПО «РАП»)» - Грицких Надежда Викторовна, зав. кафедрой гуманитарных социально-экономических дисциплин ВСФ ФГБОУ ВПО «РАП», кандидат социологических наук, доцент; «Образование как социальный лифт» - Грошева Надежда Борисовна, декан Сибирско-американского факультета Байкальской Международной Бизнес-школы Иркутского государственного университета, доктор экономических наук, доцент (г. Иркутск).

Обсуждение ключевых вопросов на круглом столе проходило по пяти направлениям (модераторы – Грабельных Т.И., Попова В.В.):

1. Основные пути и механизмы регулирования структурного несоответствия между спросом предприятий и предложением со стороны вуза на рынке труда.

2. Условия и факторы создания современной профессионально-образовательной инфраструктуры инновационного типа в образовательном пространстве вуза и региона.

3. Особенности корректировки и реализации основных образовательных программ в вузе в контексте их профессионально-творческой направленности.

4. Расширение практико-ориентированного компонента в рамках учебных дисциплин в основных образовательных программах вуза (распространение модели взаимоотношений «преподаватель-студент-работодатель» во взаимодействии «вуз-работодатель»)

5. Активизация образовательной деятельности вуза как фактор повышения его роли в социально-экономическом развитии региона.

Также вниманию участников конференции в рамках секции были представлены доклады студентов 3-5 курсов специальности / направления подготовки «Социология»:

- «Актуализация проблемы конвергенции профессиональных ресурсов будущих социологов и их потенциальных работодателей в Иркутской области (в процессе прохождения производственной практики в УФМС России по Иркутской области)»  

Докладчики: Жагарина Анастасия Анатольевна, Шульгина Светлана Олеговна, Эндрюшко Анна Александровна (студенты 4 курса).

- «Проблема устойчивости управленческих структур в условиях социальной трансформации (на примере Министерства информационных технологий, инновационного развития и связи Иркутской области: взгляд социолога)»

Докладчики: Баранец Евгения Александровна, Руденко Ольга Юрьевна (студенты 5 курса).

- «Управление информационными потоками в крупном российском городе: из опыта производственной практики студентов-социологов на базе аналитического отдела Управления по информационной политике, связям со средствами массовой информации и общественностью Администрации г. Иркутска»

Докладчики: Трифонова Яна Вадимовна, Калабушкина Юлия Михайловна (студенты 5 курса).

- «Особенности взаимодействия ИСН ИГУ с Иркутским областным клиническим консультативно-диагностическим центром как с потенциальным работодателем (по вопросам прохождения производственных практик)»

Докладчики: Леонтьева Наталья Борисовна, Савчук Анастасия Сергеевна (студенты 5 курса).

- «Условия конвергенции профессиональных ресурсов будущих социологов и их работодателей (на примере взаимодействия ИСН ИГУ и Иркутского областного кинофонда)»

Докладчики: Пуляевская Анастасия Олеговна, Тиунова Полина Андреевна (студентка 4 курс).

- «Организация мероприятий по правовой и информационно-разъяснительной деятельности Избирательной Комиссии Иркутской области (в период прохождения производственной практики)»

Докладчики: Болгова Дарья Юрьевна, Дъяковченко Юлия Сергеевна (студенты 5 курса) 

- «Формирование профессиональных компетенций и обретение профессионального опыта в ходе производственной практики (на базе социологической лаборатории региональных проблем и инноваций ИСН и НИЧ ФГБОУ ВПО «ИГУ»)»

Докладчики: Барсукова Мария Игоревна, Руденко Елена Сергеевна (студенты 3 курса).

- «Современные программные продукты и их использование в обработке и анализе данных (в контексте профессиональной социологической деятельности)»

Докладчики: Пилизина Дарья Олеговна, Мясникова Виктория Леонидовна (студенты 3 курса).

По итогам конференции зав. социологической лабораторией региональных проблем и инноваций, профессор Т.И. Грабельных отметила, что «проведение мероприятия такого уровня и масштаба стало возможным благодаря привлечению к работе конференции лекторов и слушателей курсов повышения квалификации. Благодаря совместным усилиям конференция состоялась. Намечены пути по углублению сотрудничества в региональном социальном пространстве, более того, обозначены шаги по развитию научно-просветительской деятельности вузов с участием молодежи».

По итогам конференции был опубликован сборник научно-методических материалов:

Социальное образование как фактор ускоренного развития российского региона : науч.-метод. материалы / ФГБОУ ВПО «ИГУ» ; [науч. ред. Т. И. Грабельных, В. А. Решетников]. – Иркутск : Изд-во Оттиск, 2013. – 151 с.]. [Электронный ресурс] // Иркутский государственный университет [Офиц. сайт]. URL: http://program.isu.ru/ru/news/docs/23.12.2013/S.pdf

 

1 ноября 2013 г. приказом по ФГБОУ ВПО «ИГУ» от 01.11.2013 №506 на основании протокола Экспертного совета конкурса грантов 2013 г. для поддержки НИР аспирантов и молодых сотрудников ИГУ признана победителем конкурса грантов 2013 г. аспирантка кафедры социальной философии и социологии, научный сотрудник социологической лаборатории Козлова Елена Сергеевна.

 

Профессор ИГУ Грабельных Татьяна Ивановна – Лауреат премии имени Ивана Григорьевича Петровского за 2013 год

5 декабря 2013 года профессор кафедры социальной философии и социологии Института социальных наук ИГУ, доктор социологических наук, профессор Грабельных Татьяна Ивановна была удостоена премии имени Ивана Григорьевича Петровского за 2013 год за многолетнюю плодотворную научно-педагогическую деятельность по подготовке специалистов в области социологии. Церемония награждения состоялась в рамках VIII Международной научной конференции «Сорокинские чтения», посвященной 25-летию Социологического факультета МГУ и 10-летию Российской Социологической Ассоциации.

Премии имени Ивана Григорьевича Петровского присуждаются Ученым советом социологического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова с 2002 года, с 2003 года они приобрели общероссийский статус.

Научно-педагогическую деятельность Грабельных Татьяна Ивановна по социологическим специальностям осуществляет более 26 лет. На протяжении этого времени она успешно занимается подготовкой специалистов в области социологии, в том числе, высшей квалификации, автор и редактор многих научных и научно-методических трудов, инициатор и организатор международных, всероссийских и региональных научных мероприятий и социологических исследований, руководитель курсов повышения квалификации федерального уровня.

С 2007 года руководит социологической лабораторией региональных проблем и инноваций ИСН и НИЧ ФГБОУ ВПО «ИГУ». Член Общественной палаты Иркутской области, председатель Иркутского регионального отделения Российской Социологической Ассоциации.

 

На церемонии награждения Дипломом Лауреата премии имени ИГ Петровского Диплом Лауреата

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Перечень научных исследований, организованных и проведенных СЛРПИ

в 2013 году по темам лаборатории:

 

1.                  Инновационная модель и стратегия развития партнерских отношений образовательных систем и субъектов регионального развития.

2.                  Интегративные факторы формирования гражданского общества в России.

3.                  Инновационное пространство региона: структура, механизмы формирования, перспективы развития.

4.                  Ментальность в социальных пространствах России.

Научный руководитель проектов  – д-р социол. наук, проф. Грабельных Т.И.

 

Перечень научных исследований, проведенных СЛРПИ по теме «Инновационная модель и стратегия развития партнерских отношений образовательных систем и субъектов регионального развития»:

 

Проведение 4-х социологических исследований по теме лаборатории «Инновационная модель и стратегия развития партнерских отношений образовательных систем и субъектов регионального развития» (государственная регистрация № 0120.1368071) с целью разработки инновационной модели партнерских отношений вуза с работодателями с учетом особенностей реализации государственных инициатив в сфере образования, а также соотношения спроса и предложения на региональном рынке труда.

Тема «Инновационная модель и стратегия развития партнерских отношений образовательных систем и субъектов регионального развития» является комплексной темой СЛРПИ ИСН и НИЧ ФГБОУ ВПО «ИГУ» (научный руководитель проекта – д-р социол. наук, профессор Т.И. Грабельных) и входит в приоритетное направление научно-исследовательской работы Института социальных наук ИГУ. Исследование носит инициативный характер, является базовым.

С 2012 года (первый этап 2012-2013 гг.) социологическое исследование в части проведения мониторинговых исследований и расширения информационных банков данных среди выпускников Института социальных наук ИГУ по специальностям «Социология» и «Социальная работа» выполняется в рамках Программы стратегического развития ФГБОУ ВПО «Иркутский государственный университет» на 2012 – 2016 годы (руководитель проекта «Модернизация образовательного процесса профессиональной подготовки по направлениям “Социология” и “Социальная работа”» в рамках реализации ПСР ИГУ на 2012-2016 гг. по комплексу «Модернизация образовательного процесса» - д-р филос. наук, профессор В.А. Решетников).

В 2013 году продолжен комплекс работ в рамках первого этапа исследования. Осуществлены «малый» (по выпускникам 2013 г.) и «большой» (по выпускникам 2000-2012 гг.) мониторинги по выпускникам, а также проведены мониторинговые исследования по абитуриентам («Мониторинг Абитуриент – 2013») и работодателям («Мониторинг Работодатель – 2013»).

1.                 Мониторинги выпускников

1.1.           «Малый» мониторинг (по выпускникам 2013 г.) проведен с 11.06.2013 года по 24.06.2013 года. Данный мониторинг проведен в формате экспресс-опроса выпускников Института социальных наук ФГБОУ ВПО «ИГУ» 2013 года по специальностям «Социология», «Менеджмент организации» и «Социальная работа» по вопросам видения ими перспектив своего трудоустройства. Всего опрошено 74 выпускника (все выпускники на момент исследования), из них по специальности «Социология» - 19 чел., «Менеджмент организации» - 38 чел., «Социальная работа» - 18 чел. Формирование информационного банка данных по выпускникам ИСН ИГУ 2012 года выпуска – всего собрано данных на 74 выпускника.

1.2. «Большой» мониторинг (по выпускникам 2000-2012 гг.) проведен в период с 02.07.2013 года по 12.07.2013 г.

В этот период социологическое исследование («большой» мониторинг), с одной стороны, предусматривало корректировку и расширение информационного Банка данных по выпускникам Института социальных наук 2000 – 2012 гг. специальностей «Социология», «Менеджмент организации», «Социальная работа» (сбор данных осуществлялся по специализированной анкете, разработанной и апробированной СЛРПИ с 2008 г.). С другой стороны, проведение анкетирования выпускников по специально разработанному инструментарию с учетом требований Минобрнауки РФ (2013 г.) к мониторингам трудоустройства выпускников. Опрос проводился по трем основным каналам связи: 1) телефонный опрос (традиционного характера); 2) опрос по электронной почте (sociolab@bk.ru – официальный адрес СЛРПИ); 3) опрос по социальным сетям (Вконтакте, Одноклассники, Facebook). Специфика социологического инструментария: вопросники среднего уровня сложности, приблизительное время заполнения анкет по телефонному опросу составило от 5 до 8 мин., время возврата анкет по другим каналам связи от 1 до 3 дней; независимо от канала связи осуществлялась обязательная регистрация анкет; ежедневно по ходу мониторинга проводился многоуровневый контроль (контроль поля, контроль качества заполнения анкет, контроль занесения данных в информационные базы).

Исследование проводилось с участием студентов 2 курса направления подготовки «Социология» в рамках производственной практики (2012-2013 уч. год) на базе СЛРПИ. В качестве анкетеров выступило 17 чел., они же участвовали в корректировке и формировании информационных баз данных. В качестве координаторов с контрольной функцией и консультантов в исследовании приняли участие аспиранты кафедры социальной философии и социологии: Козлова Елена Сергеевна (второй курс, специальность 22.00.04 – «Социальная структура, социальные институты и процессы»; научный сотрудник СЛРПИ); Багрий Екатерина Ивановна (третий курс, специальность 22.00.04 – «Социальная структура, социальные институты и процессы»), а также студентка 4 курса специальности «Социология» Руденко Ольга Юрьевна (ведущий инженер СЛРПИ).

Генеральная совокупность по выпускникам 2000 – 2012 гг. составила 710 чел. Опрос носил сплошной характер. Выборка исследования составила - 380 респондентов (53,6% от общего количества выпускников), 380 чел. принято за 100%. Распределение по специальностям: «Социология» - опрошено 110 чел., что составляет 78% от генеральной совокупности 141 чел. выпускников 2003 – 2012 гг.; «Менеджмент организации» - опрошено 167 чел., что составляет 56,8% от генеральной совокупности 294 чел. выпускников 2006 – 2012 гг.; «Социальная работа» - опрошено 103 чел., что составляет 37,5% от генеральной совокупности 275 чел. выпускников 2000 – 2012 гг.

2. Проведение мониторинга качества и эффективности взаимодействия вузов с работодателями.

С 3 по 16 сентября 2013 г. был проведен экспертный опрос работодателей Иркутской области в формате мониторинга. В «Мониторинге Работодателей-2013» участвовало 117 экспертов. Были представлены 3 сектора: государственный сектор (46,2%), бизнес-сектор (49,6%) и некоммерческий сектор (4,3%). Информационная база включает 211 работодателей Иркутской области.

3. Проведение мониторинга абитуриентов Института социальных наук ФГБОУ ВПО «ИГУ» по вопросам определения профессиональных ориентаций абитуриентов и особенностей их выбора направлений профессиональной подготовки (в период с 14.06.2013 г. по 21.06.2013 г.). Всего опрошено 320 чел., из них в зависимости от предпочтений абитуриентов в рамках поступления по направлению «Социология» - 70 чел., по направлению «Менеджмент» - 78 чел., по направлению «Социальная работа» - 56 чел., по направлению «Государственное и муниципальное управление» - 116 чел.

4. Международное социологическое исследование по теме «Основные факторы активизации международной академической мобильности в российских и китайских вузах».

Со 2 по 13 декабря 2013 года в Ляонинском университете (г. Шэньян, КНР) проведено международное социологическое исследование по теме «Основные факторы активизации международной академической мобильности в российских и китайских вузах». Исследование проведено научным сотрудником социологической лаборатории региональных проблем и инноваций ИСН и НИЧ ФГБОУ ВПО «ИГУ» Козловой Еленой Сергеевной в рамках научно-исследовательского проекта «Инновационная модель и стратегия развития партнерских отношений образовательных систем и субъектов регионального развития», государственная регистрация № 0120.1368071 (научный руководитель проекта – д-р социол. наук, проф. Т.И. Грабельных) и в рамках гранта 2013 г. для поддержки НИР аспирантов и молодых сотрудников ИГУ № 111-13-215.

Проведен экспертный опрос среди руководителей и ведущих специалистов международного отдела Ляонинского университета, Института международного образования, профессорско-преподавательского состава данного университета, включая гостевых лекторов. Всего опрошено экспертов – 55 чел. Также Е.С. Козловой проведено анкетирование среди студентов бакалавров и магистрантов разных курсов и разных специальностей более 5 факультетов Ляонинского университета. Всего опрошено 200 чел.

В ходе проведенных исследований апробирован социологический инструментарий по диссертационному исследованию с учетом международной специфики, установлены профессиональные связи на предмет углубления сотрудничества в научно-исследовательской сфере.

 

Научно-прикладные исследования инновационного проектного характера, выполненные в рамках выпускных квалификационных работ:

1.                  «Восприятие стратегического подхода как интегративный фактор социально-экономического развития российского города: инновационный проект по разработке социально-ориентированной программы комплексной поддержки инициатив муниципальных властей в Иркутске» (автор – А.Н. Кравцова; научный руководитель - доктор социологических наук, профессор Т.И. Грабельных). Цель исследования – выявить и проанализировать культуру восприятия как интегративного фактора ускорения социально-экономического развития города, обосновать инструментальную роль МСОП «КПИВ» (в формате инновационного проекта). В апреле 2013 г. было проведено анкетирование населения. Всего было опрошено 250 респондентов. Использовалась половозрастная выборка. Ошибка выборки составила 7%. Было проведено экспертное интервьюирование. В качестве экспертов выступили участники форумов, стратегических сессий, конференций и проч., посвященных Стратегии развития города Иркутска, люди, которые участвовали в разработке Стратегии. Всего опрошено 5 экспертов.

2.                  «Динамика социально-профессиональных ожиданий студенческой молодежи и основные векторы миграционной мобильности в Иркутской области: сравнительный анализ и прогноз (на примере иркутских вузов)» (автор – М.М. Седолобова; научный руководитель - доктор социологических наук, профессор Т.И. Грабельных). Цель исследования – выявить и проанализировать основные векторы миграционной мобильности выпускников иркутских вузов в контексте динамики их социально-профессиональных ожиданий. В апреле - мае 2013 года было проведено анкетирование. Всего опрошено 250 респондентов (студенты ФГБОУ ВПО «ИГУ» и ФГБОУ ВПО «БГУЭП). Ошибка выборки составила 3%. Также было проведено анкетирование среди экспертов в области образования, профориентационной работы с молодежью Иркутской области, содействия занятости молодежи. Всего опрошено 6 экспертов.

3.                  «Духовные основы официального брака как социального института в современном российском обществе (на примере молодежи г. Иркутска)» (автор – Е.А. Липницкая; научный руководитель - доктор социологических наук, профессор Т.И. Грабельных). Цель исследования - выявить причину изменения духовных основ официального брака как социального института в современном российском обществе. В апреле-мае 2013 был проведен опрос среди населения, преимущественно среди молодежи г. Иркутска, уже состоящих в каком-либо браке (в зарегистрированном и незарегистрированном). Всего опрошено 250 человек. Ошибка выборки составила 7%. Также был проведен экспертный опрос сотрудников Службы записи актов гражданского состояния Иркутской области. Всего опрошено 5 экспертов.

4.                  «Здоровье супругов как фактор стабильности молодых семей в России: инновационный проект по разработке региональной социальной целевой программы “Здоровье молодой семьи”» (автор – Н.Ю. Шадрова; научный руководитель - доктор социологических наук, профессор Т.И. Грабельных). Цель исследования - выявить и проанализировать ключевые механизмы укрепления здоровья супругов как основной путь и фактор стабильности молодых семей в условиях Российского региона (в формате инновационного проекта). В апреле 2013 года был проведен опрос населения Иркутской области. Всего было опрошено 200 человек в возрасте до 30 лет (100 семейных пар). Ошибка выборки составила – 10%. Также в Иркутской области было проведено экспертное интервьюирование. В качестве экспертов выступили 6 крупных специалистов в Министерстве по физической культуре, спорту и молодежной политике.

5.  «Подготовка профессиональных экспертов-технологов как приоритетное направление повышения социально-политической активности в муниципальных образованиях Иркутской области: инновационный проект по разработке и внедрению образовательной программы по подготовке экспертов-технологов социально-политического профиля на базе Института социальных наук ФГБОУ ВПО “ИГУ”» (автор – Д.А. Степанюк; научный руководитель - доктор социологических наук, профессор Т.И. Грабельных). Цель исследования - выявить и проанализировать современные образовательные стратегии в сфере подготовки профессиональных экспертов-технологов как эффективный инструмент повышения социально-политической активности на региональном и муниципальном уровнях в формате инновационного проекта. В период с 15 марта по 15 апреля 2013 года было проведено анкетирование населения. Выборка составила 250 человек, учитывая половозрастную пропорцию. Ошибка выборки составила 7%. В период с 15 марта по 13 апреля 2013 года проведено экспертное интервьюирование. Было опрошено 5 человек – представителей политических партий и представителей научного сообщества.

6.                  «Совершенствование системы трудовой мотивации и повышение уровня духовной культуры в муниципальных образовательных учреждениях г. Иркутска: инновационный проект по разработке модуля «Обмен мнениями» в рамках официального сайта образовательного учреждения» (автор – Д.В. Пан; научный руководитель - доктор социологических наук, профессор Грабельных Т.И.). Цель исследования - выявить и проанализировать основные пути совершенствования системы трудовой мотивации и повышения уровня духовной культуры в муниципальных образовательных учреждениях (в формате инновационного проекта по разработке дополнительного модуля «Обмен мнениями» в рамках официального сайта). В апреле-мае 2013 г. было проведено анкетирование педагогов 23 муниципальных образовательных учреждений г. Иркутска. Всего опрошено 250 человек. Проведен сплошной опрос. Также было проведено экспертное интервьюирование среди директоров школ. Выборочная совокупность составила 5 человек.

7.                  «Современные стратегии развития и реализации социального потенциала лиц с ограниченными возможностями здоровья в условиях российского региона: инновационный проект по разработке комплексной целевой программы «Равные права» (на примере Иркутской области)» (автор – Е.И Ефремова; научный руководитель - доктор социологических наук, профессор Грабельных Т.И.). Цель исследованияконцептуально определить и проанализировать современные стратегии развития и реализации социального потенциала лиц с ограниченными возможностями здоровья в условиях российского региона (на примере Иркутской области) в формате инновационного проекта. В апреле-мае 2013 г. был проведен опрос лиц с ограниченными возможностями города Иркутска. Использована стратификационная случайная выборка. Выборка составила 150 человек лиц с ограниченными возможностями здоровья. Ошибка выборки – 6%. В апреле 2013 года было проведено экспертное интервьюирование среди экспертов в области развития и реализации социального потенциала лиц с ограниченными возможностями здоровья в Иркутской области. Выборка составила 7 человек.

8.                  «Социально-профессиональная поддержка лиц с ограниченными возможностями здоровья как фактор их социальной интеграции в российском обществе: инновационный проект по созданию оптимальной модели профессиональной адаптации лиц с ограниченными возможностями здоровья в условиях муниципального образования (на примере г. Иркутска)» (автор – А.С. Хабардина; научный руководитель - доктор социологических наук, профессор Т.И. Грабельных). Цель исследования - выявить и проанализировать механизмы поддержки лиц с ограниченными возможностями здоровья и их роль, в том числе обосновать необходимость создания оптимальной модели профессиональной адаптации лиц с ограниченными возможностями здоровья в условиях муниципального образования (в формате инновационного проекта). В период с 01. 04. по 01. 05. 2013 г. было проведено анкетирование населения и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Было опрошено 125 жителей г. Иркутска и 125 лиц с ограниченными возможностями здоровья, использован метод гнездовой выборки. Ошибка выборки составила 7%. Также было проведено экспертное интервьюирование среди ведущих специалистов Министерства социального развития, опеки и попечительства, и членов Иркутской областной организации общероссийской общественной организации «Всероссийское общество инвалидов». В рамках экспертного интервьюирования были опрошены 5 экспертов, из которых три ведущих специалиста Министерства социального развития, опеки и попечительства и два члена Иркутской областной организации общероссийской общественной организации «Всероссийское общество инвалидов».

9.                  «Социальные условия и факторы формирования креативного потенциала дошкольников в муниципальных образованиях Иркутской области: инновационный проект по созданию экспериментальных площадок для развития креативности у детей дошкольного возраста на базе дошкольных образовательных учреждений г. Иркутска» (автор – Ю.А. Казакова; научный руководитель - доктор социологических наук, профессор Т.И. Грабельных). Цель исследования – выявить и проанализировать институциональные механизмы формирования креативного потенциала дошкольников в муниципальных дошкольных образовательных учреждениях и условия их эффективности на базе экспериментальной деятельности (в формате инновационного проекта). В апреле 2013 г. было проведено анкетирование в 4-х муниципальных дошкольных образовательных учреждениях: 1) МБДОУ детский сад комбинированного вида № 28; 2) МБДОУ Центр развития ребенка детский сад № 55; 3) МБДОУ детский сад комбинированного вида № 128; 4) МБДОУ детский сад комбинированного вида № 141. Опрошено 213 человек. Допустимая ошибка выборки 6,04%. Также было проведено экспертное интервьюирование. В качестве экспертов выступили специалисты в области дошкольного образования, заведующие дошкольных образовательных учреждений и их заместители, руководители иных образовательных учреждений и их заместители. Всего опрошено 44 чел.

10.              «Традиционные и нетрадиционные (однополые браки) ориентации и установки современной российской семьи: социокультурный и правовой аспекты (на примере Иркутской области)» (автор – Е.Э. Прокопьева; научный руководитель - доктор социологических наук, профессор Т.И. Грабельных). Цель исследования - выявить и проанализировать социокультурную и правовую основу сосуществования традиционных и нетрадиционных ориентаций и установок в современной российской семье. В мае – апреле 2013 г. было проведено анкетирование населения. Всего опрошено 200 респондентов. Ошибка выборки составила 3%. Также был проведен экспертный опрос. В качестве экспертов выступили специалисты в области высшего профессионального образования, психологии и юриспруденции. Всего в ходе исследования было опрошено 6 экспертов.

 

Научно-прикладные исследования инновационного проектного характера, выполненные в рамках курсовых проектов / работ (научный руководитель – доктор социологических наук, профессор Грабельных Т.И.).:

1)                           «Танец как  игра и социальная коммуникация: инновационный проект «ТБМК - Танцующий город» по организации танцевальных бюджетных мастер-классов для населения Иркутской области с привлечением спонсоров» (автор – Гресько В.И.). Всего опрошено 50 чел. В качестве респондентов выступило население Иркутской области и жители Иркутска, которые имеют стаж в сфере танцевального спорта.

2)                           «Проблемы и условия привлечения инвесторов к развитию гостинично-ресторанного бизнеса в г. Иркутске: инновационный проект «ГРБ - Содействие» по разработке программы поиска и привлечения инвесторов для развития гостинично-ресторанного бизнеса  (в формате создания информационной площадки в рамках Байкальской венчурной ярмарки)» (автор - Дэр-Аргучинцева К.В.). Всего опрошено 50 чел. В анкетировании приняли участие представители гостинично-ресторанного бизнеса города Иркутска.

3)                           «Социологическая концепция ЗОЖ в г. Иркутске: инновационный проект «ТСР - Relax» по созданию территории социальной разгрузки в городе» (автор – Епанчинцева С.Г.). Всего опрошено 50 чел. В анкетировании приняли участие жители города Иркутска от 18 лет и старше.

4)                           «Проблемы реализации конституционных прав на школьное  образование в России: инновационный проект «ОКП - Happy family» по обоснованию коммерческого предложения для родителей по сбору и пребыванию детей  в школе в период обучения» (автор – Жагарина А.А.). Всего опрошено 50 чел. В качестве респондентов выступили родители, имеющие детей школьного возраста от 6 до 19 лет, обучающихся в 1-11 классах.

5)                           «Безопасность в сибирском городе: инновационный проект «СРГ - Security» по созданию сценария развития города Усолье – Сибирское как безопасного города» (автор – Исакова Ю.А.). Было опрошено 50 чел.

6)                           «Динамика спроса на продукты питания разных производителей в продовольственной политике Иркутской области: инновационный проект «ПРП - Контрольная закупка» по разработке социальной программы переориентации спроса местного населения на продукты российских производителей» (автор – Лихарева Е.А.). Всего опрошено 50 чел. В качестве респондентов выступили жители города Иркутска.

7)                           «Неравные браки в России как предмет социологической интерпретации: инновационный проект «ИКЦ - Разные люди» по созданию регионального информационно-консультационного центра по оказанию помощи семьям, состоящим в неравном браке» (автор – Моисеенко А.А.). Всего опрошено 50 чел. В анкетировании приняли участие жители города Иркутска, в основном студенты и семейные пары, в возрасте от 19 лет и старше.

8)                           «Социальные индикаторы удовлетворенности населения качеством медицинских услуг в медицинских учреждениях Иркутской области: инновационный проект «ЦИКМУ - Healthy city» по разработке целевых индикаторов удовлетворенности качеством медицинских услуг для медицинских учреждений» (автор – Никонова Н.А.). Всего опрошено 50 чел. В качестве респондентов выступили пациенты медицинских учреждений и медицинский персонал клинических больниц Иркутской области.

9)                           «Социальные настроения в обществе и их отражение в развитии музыки: инновационный проект «ВМО - Мелодия жизни» по разработке прогнозного сценария влияния музыки на общество (в долгосрочной перспективе)» (автор – Пуляевская А.О.). Всего опрошено 50 чел. В качестве респондентов выступили жители города Иркутска.

10)                       «Институт молодой семьи в фокусе социальной политики государства: инновационный проект «ИКЦ – Новое поколение»  по созданию Регионального информационно-консультационного центра по государственной поддержке молодых семей в Иркутской области» (автор – Сапегина Е.В.). Всего опрошено 50 чел.

11)                       «Роль Иркутских музеев в духовном воспитании молодежи в пространстве города: инновационный проект «ММЦ - Артефакт»  по определению ключевых механизмов популяризации музейных ценностей в городе Иркутске (на примере Художественного и Краеведческого музеев)» (автор – Тиунова П.А.). Всего опрошено 50 чел. В качестве респондентов выступили жители города Иркутска.

12)                       «Стратификационная доминанта в исследовании современных причин измен мужчин: инновационный проект «ПКФ - По ту сторону…» по созданию короткометражного фильма просветительской направленности (в формате медиапроекта)» (автор – Циркунова Ю.П.). Всего опрошено 50 чел. В качестве респондентов выступили жители г. Иркутска.

13)                       «Условия и механизмы повышения заинтересованности молодежи  политической жизнью региона: инновационный проект «МПВ - Молодежь в политике» по разработке социально-ориентированной модели политического воспитания студенческой молодежи» (автор – Шульгина С.О.). Всего опрошено 50 чел. В качестве респондентов выступила студенческая молодежь г. Иркутска.

14)                       «Управление миграционными процессами среди выпускников Иркутской области: инновационный проект «ПУМС - Перспективный город» по созданию программы удержания молодых специалистов в регионе (на примере ИГУ и ИРГУПС)» (автор – Эндрюшко А.А.). Всего опрошено 50 чел. В качестве респондентов выступили студенты 5-го курса ИГУ и ИрГУПС.

 

Инновационные проекты исследовательского профиля, выполненные по дисциплине «Социологические проблемы изучения общественного мнения» специальности «Социология» (научный руководитель - доктор социологических наук, профессор Грабельных Т.И.):

1)                           «Иркутский центр досудебного устранения семейных конфликтов ООО “Гармония”» (автор - Моисеенко А. А.).

2)                           «Иркутский центр социологической и экологической экспертизы “Город Сад”» (автор – Гресько В. И.).

3)                           «Центр анализа и прогнозирования развития сферы гостинично-ресторанного бизнеса ООО “Detection”» (автор - Дэр-Аргучинцева К.В.).

4)                           «ООО «Новая жизнь» - Иркутский центр адаптационных возможностей» (автор - Епанчинцева С. Г.).

5)                           «Иркутский Центр поддержки стратегических демографических инициатив “Relation”» (автор - Жагарина А.А.).

6)                           «ООО «Security» - Иркутский экспертно – аналитический центр по обеспечению личной и профессиональной безопасности граждан» (автор – Исакова Ю.А.).

7)                           «Иркутский информационно-аналитический центр “Чистая вода”» (автор - Лихарева Е. А.).

8)                           «Иркутский центр содействия определению ребенка в благополучную семью Вторая жизнь» (автор - Никонова Н. А.).

9)                           «Иркутский исследовательский центр по изучению музыкального воздействия на различные слои населения “Мелодия жизни”» (автор - Пуляевская А.О.).

10)                       «Иркутский исследовательский центр по государственной поддержке молодых семей “Новое поколение”» (автор - Сапегина Е.В.).

11)                       «ООО «Иркутский праздник» - центр творческой поддержки» (автор - Тиунова П. А.).

12)                       «Иркутский центр независимых гендерных исследований “M&W”» (автор - Циркунова Ю.П.).

13)                       «ООО «New Power» - специализированный инновационный центр креативных технологий» (автор - Шульгина С. О.).

14)                       «Аналитический центр кредитного поведения “Потенциал+”» (автор - Эндрюшко А.А.).

 

Научное руководство и консультационная поддержка студентов-социологов по подготовке научных публикаций в рамках Второй Всероссийской научно-методической конференции с международным участием «Углубление профессионализации, инновационная активность и академическая мобильность в условиях модернизации высшей школы: технологии социального партнерства вузов с субъектами регионального развития» (г. Иркутск, 15 марта 2013 г.). По итогам конференции в сборнике научно-методических материалов «Новый этап модернизации и интернационализации высшего образования: базовые индикаторы» опубликовано 12 работ (13 чел.):

1. Гресько В. И. Интернационализация высшего образования как социальный процесс / В.И. Гресько // Новый этап модернизации и интернационализации высшего образования: базовые индикаторы : науч.-метод. материалы / ФГБОУ ВПО «ИГУ» ; [науч. ред. Т. И. Грабельных, В. А. Решетников]. – Иркутск : Изд-во ИГУ, 2013. – С. 445 – 447.

2.                 Дунаева Ж. А. Академическая мобильность: специфика и собственный опыт / Ж.А. Дунаева // Новый этап модернизации и интернационализации высшего образования: базовые индикаторы : науч.-метод. материалы / ФГБОУ ВПО «ИГУ» ; [науч. ред. Т. И. Грабельных, В. А. Решетников]. – Иркутск : Изд-во ИГУ, 2013. – С. 447-449.

3.                 Дэр-Аргучинцева К. В., Шульгина С. О. К проблеме открытости вузов / К.В. Дэр-Аргучинцева, С.О. Шульгина // Новый этап модернизации и интернационализации высшего образования: базовые индикаторы : науч.-метод. материалы / ФГБОУ ВПО «ИГУ» ; [науч. ред. Т. И. Грабельных, В. А. Решетников]. – Иркутск : Изд-во ИГУ, 2013. – С. 449-450.

4.                 Жагарина А. А. Качество обучения в свете мировых рейтингов образовательных программ / А.А. Жагарина // Новый этап модернизации и интернационализации высшего образования: базовые индикаторы : науч.-метод. материалы / ФГБОУ ВПО «ИГУ» ; [науч. ред. Т. И. Грабельных, В. А. Решетников]. – Иркутск : Изд-во ИГУ, 2013. – С. 450-452.

5.                  Кравцова А. Н. Стратегия социально-экономического развития региона как импульс к инновационной активности и академической мобильности в вузах / А.Н. Кравцова // Новый этап модернизации и интернационализации высшего образования: базовые индикаторы : науч.-метод. материалы / ФГБОУ ВПО «ИГУ» ; [науч. ред. Т. И. Грабельных, В. А. Решетников]. – Иркутск : Изд-во ИГУ, 2013. – С. 452-457.

6.                  Лихарева Е. А. Статус и роль наблюдательного совета в вузе в условиях модернизации высшего профессионального образования / Е.А. Лихарева // Новый этап модернизации и интернационализации высшего образования: базовые индикаторы : науч.-метод. материалы / ФГБОУ ВПО «ИГУ» ; [науч. ред. Т. И. Грабельных, В. А. Решетников]. – Иркутск : Изд-во ИГУ, 2013. – С. 457-459.

7.                  Моисеенко А. А. Современная модель международной кооперации вузов / А.А. Моисеенко // Новый этап модернизации и интернационализации высшего образования: базовые индикаторы : науч.-метод. материалы / ФГБОУ ВПО «ИГУ» ; [науч. ред. Т. И. Грабельных, В. А. Решетников]. – Иркутск : Изд-во ИГУ, 2013. – С. 459-461.

8.                  Никонова Н. А. Достижения от партнерства / Н.А. Никонова // Новый этап модернизации и интернационализации высшего образования: базовые индикаторы : науч.-метод. материалы / ФГБОУ ВПО «ИГУ» ; [науч. ред. Т. И. Грабельных, В. А. Решетников]. – Иркутск : Изд-во ИГУ, 2013. – С. 461-462.

9.                  Пуляевская А. О. К вопросу о возможности обучения студентов из региональных вузов в столичном университете / А.О. Пуляевская // Новый этап модернизации и интернационализации высшего образования: базовые индикаторы : науч.-метод. материалы / ФГБОУ ВПО «ИГУ» ; [науч. ред. Т. И. Грабельных, В. А. Решетников]. – Иркутск : Изд-во ИГУ, 2013. – С. 462-464.

10.              Тиунова П. А. Возможности, преимущества и последствия обучения за рубежом / П.А. Тиунова // Новый этап модернизации и интернационализации высшего образования: базовые индикаторы : науч.-метод. материалы / ФГБОУ ВПО «ИГУ» ; [науч. ред. Т. И. Грабельных, В. А. Решетников]. – Иркутск : Изд-во ИГУ, 2013. – С. 464-465.

11.              Циркунова Ю. П. Основные стратегии активизации языковых студенческих практик в вузах в контексте профессионализации / Ю.П. Циркунова // Новый этап модернизации и интернационализации высшего образования: базовые индикаторы : науч.-метод. материалы / ФГБОУ ВПО «ИГУ» ; [науч. ред. Т. И. Грабельных, В. А. Решетников]. – Иркутск : Изд-во ИГУ, 2013. – С. 465-467.

12.              Эндрюшко А. А. Интернационализация высшего образования как основной фактор повышения его эффективности / А.А. Эндрюшко // Новый этап модернизации и интернационализации высшего образования: базовые индикаторы : науч.-метод. материалы / ФГБОУ ВПО «ИГУ» ; [науч. ред. Т. И. Грабельных, В. А. Решетников]. – Иркутск : Изд-во ИГУ, 2013. – С. 467-468.

 

Научное руководство и консультационная поддержка студентов-социологов по подготовке научных публикаций в рамках Третьей Всероссийской межвузовской научно-методической конференции «Социальное образование как фактор ускоренного развития российского региона» (г. Иркутск, 25 октября 2013 г.). По итогам конференции в сборнике научно-методических материалов «Социальное образование как фактор ускоренного развития российского региона» опубликовано 11 работ (21 чел.):

1.                 Жагарина А.А., Шульгина С.О. Эндрюшко А.А. Актуализация проблемы конвергенции профессиональных ресурсов будущих социологов и их потенциальных работодателей Иркутской области (в процессе прохождения производственной практики в УФМС России по Иркутской области) / А.А. Жагарина, С.О. Шульгина, А.А. Эндрюшко // Социальное образование как фактор ускоренного развития российского региона : науч.-метод. материалы / ФГБОУ ВПО «ИГУ» ; [науч. ред. Т. И. Грабельных, В. А. Решетников]. – Иркутск : Изд-во ИГУ, 2013. – С. 125-127.

2.                 Баранец Е.А., Руденко О.Ю. Проблема устойчивости управленческих структур в условиях социальной трансформации: на примере Министерства информационных технологий, инновационного развития и связи Иркутской области (точка зрения студентов-практикантов) / Е.А Баранец, О.Ю. Руденко // Социальное образование как фактор ускоренного развития российского региона: науч.-метод. материалы / ФГБОУ ВПО «ИГУ» ; [науч. ред. Т. И. Грабельных, В. А. Решетников]. – Иркутск : Изд-во ИГУ, 2013. – С. 127-129.

3.                 Трифонова Я.В., Калабушкина Ю.М. Управление информационными потоками в крупном российском городе (из опыта производственной практики студентов - социологов на базе Управления по информационной политике, связям со СМИ и общественностью Администрации города Иркутска) / Я.В. Трифонова, Ю.М. Калабушкина // Социальное образование как фактор ускоренного развития российского региона: науч.-метод. материалы / ФГБОУ ВПО «ИГУ» ; [науч. ред. Т. И. Грабельных, В. А. Решетников]. – Иркутск : Изд-во ИГУ, 2013. – С. 129-131.

4.                  Савчук А. С., Леонтьева Н. Б. Особенности взаимодействия Института социальных наук Иркутского государственного университета с Иркутским областным клиническим консультативно-диагностическим центром как с потенциальным работодателем / А.С. Савчук, Н.Б. Леонтьева  // Социальное образование как фактор ускоренного развития российского региона: науч.-метод. материалы / ФГБОУ ВПО «ИГУ» ; [науч. ред. Т. И. Грабельных, В. А. Решетников]. – Иркутск : Изд-во ИГУ, 2013. – С. 131-134.

5.                  Пуляевская А.О., Тиунова П.А. Условия конвергенции профессиональных ресурсов будущих социологов и их работодателей (на примере взаимодействия ИСН ИГУ и Иркутского Областного Кинофонда) / А.О. Пуляевская, П.А. Тиунова // Социальное образование как фактор ускоренного развития российского региона: науч.-метод. материалы / ФГБОУ ВПО «ИГУ» ; [науч. ред. Т. И. Грабельных, В. А. Решетников]. – Иркутск : Изд-во ИГУ, 2013. – С. 134-136.

6.                   Циркунова Ю.П. Социальные характеристики современного абитуриента Института социальных наук ФГБОУ ВПО «ИГУ» (по материалам социологического исследования) / Ю.П. Циркунова // Социальное образование как фактор ускоренного развития российского региона: науч.-метод. материалы / ФГБОУ ВПО «ИГУ» ; [науч. ред. Т. И. Грабельных, В. А. Решетников]. – Иркутск : Изд-во ИГУ, 2013. – С. 137-138.

7.                  Барсукова М.И., Руденко Е.С. Формирование профессиональных компетенций и обретение профессионального опыта в процессе прохождения производственной практики на базе социологической лаборатории региональных проблем и инноваций ИСН и НИЧ ФГБОУ ВПО «ИГУ» / М.И. Барсукова, Е.С. Руденко // Социальное образование как фактор ускоренного развития российского региона: науч.-метод. материалы / ФГБОУ ВПО «ИГУ» ; [науч. ред. Т. И. Грабельных, В. А. Решетников]. – Иркутск : Изд-во ИГУ, 2013. – С. 139-140.

8.                  Пилизина Д.О., Мясникова В.Л. Современные программные продукты и их использование в обработке и анализе данных (в контексте профессиональной социологической деятельности) / Д.О. Пилизина, В.Л. Мясникова // Социальное образование как фактор ускоренного развития российского региона: науч.-метод. материалы / ФГБОУ ВПО «ИГУ» ; [науч. ред. Т. И. Грабельных, В. А. Решетников]. – Иркутск : Изд-во ИГУ, 2013. – С. 140-142.

9.                  Морева А.А., Непомнющая А.В. Телефонные опросы: возможности и ограничения (в контексте специализации социологических практик) / А.А. Морева, А.В. Непомнющая // Социальное образование как фактор ускоренного развития российского региона: науч.-метод. материалы / ФГБОУ ВПО «ИГУ» ; [науч. ред. Т. И. Грабельных, В. А. Решетников]. – Иркутск : Изд-во ИГУ, 2013. – С. 143-144.

10.              Емельянова Н. Р., Прончина Д.К. Социологический опыт: необходимость, реальность, перспективы / Н.Р. Емельянова, Д.К. Прончина // Социальное образование как фактор ускоренного развития российского региона: науч.-метод. материалы / ФГБОУ ВПО «ИГУ» ; [науч. ред. Т. И. Грабельных, В. А. Решетников]. – Иркутск : Изд-во ИГУ, 2013. – С. 144-146.

11.              Сорокина А. В. Основные детерминанты профессиональной деятельности социолога: от личностного выбора до профессиональной ответственности / А.В. Сорокина // Социальное образование как фактор ускоренного развития российского региона: науч.-метод. материалы / ФГБОУ ВПО «ИГУ» ; [науч. ред. Т. И. Грабельных, В. А. Решетников]. – Иркутск : Изд-во ИГУ, 2013. – С. 146-147.

 

05 декабря 2013 – 06 декабря 2013 участие доктора социологических наук, профессора в VIII Международной научной конференции «Сорокинские чтения» «Социальное неравенство как глобальная проблема современности» (г. Москва, МГУ).

 

В 2013 году по приоритетному направлению научной деятельности СЛРПИ «Инновационная модель и стратегия развития партнерских отношений образовательных систем и субъектов регионального развития» (государственная регистрация № 0120.1368071) соискателем кафедры социальной философии и социологии Лесниковской Екатериной Викторовной защищена кандидатская диссертация по специальности 22.00.04 – социальная структура, социальные институты и процессы на тему «Социальное творчество как условие интегративного взаимодействия в формировании гражданского общества в России». Научный руководитель – д-р социол. наук, профессор Грабельных Т.И.

В 2013 году по приоритетному направлению научной деятельности СЛРПИ «Инновационная модель и стратегия развития партнерских отношений образовательных систем и субъектов регионального развития» (государственная регистрация № 0120.1368071) аспиранткой кафедры социальной философии и социологии Багрий Екатериной Ивановной защищена кандидатская диссертация по специальности 22.00.04 – социальная структура, социальные институты и процессы на тему «Реализация государственных инициатив в России в условиях социально-стратификационных изменений». Научный руководитель – д-р социол. наук, профессор Грабельных Т.И.

 

На базе Социологической лаборатории региональных проблем и инноваций ИГУ в 2012-2013 учебном году прошли социологическую производственную и преддипломную практики 40 студентов-социологов 2 - 5 курсов (18 студентов-социологов 2 курса в период с 06.07.13 г. по 19.07.13 г.; 3 студента-социолога 4 курса в период с 22.06.13 г. по 12.07.13 г.; 19 студентов-социологов 5 курса в период с 08.02.12 г. – 07.03.12 г.).