На главную Карта сайта Контакты

 

Как нас найти
664003, г. Иркутск, ул. Ленина, 3,
т.(3952) 200-205
e-mail: vresh@socio.isu.ru,
socioisu@mail.ru

Институт социальных наук ИГУ

Социологическая лаборатория

2008 год

 

Областной научно-практический семинар «Трудоустройство выпускников классического университета в Иркутской области: социальные ресурсы, инновационный потенциал» (на примере специальностей Института социальных наук ИГУ).

Семинар был проведен 17 октября 2008 года в Институте социальных наук ИГУ в рамках юбилейных мероприятий Иркутского государственного университета и Института социальных наук ИГУ. Организатором выступила социологическая лаборатория региональных проблем и инноваций.

Цель семинара - объединение усилий классического университета, органов власти и работодателей в решении проблем трудоустройства выпускников.

Задачи семинара: уточнение основных направлений совместной деятельности по трудоустройству выпускников; развитие научно-практических связей и контактов на всех уровнях взаимодействия по улучшению качества подготовки выпускников; обмен опытом организационной деятельности в области трудоустройства выпускников; согласование с работодателями возможностей их включения в учебный и внеучебный процесс в университете, а также возможностей проведения производственной практики на базе предприятий.

Работа семинара велась по двум сессиям:

Сессия 1. Ценности университетского образования и региональный рынок труда в новых условиях. Выпускники как социальный ресурс инновационного развития Иркутской области.

Сессия 2. Основные пути и перспективы трудоустройства выпускников ИСН ИГУ в Иркутской области. Возможности интеграции исследований, образования и производства.

На семинаре присутствовало более 70 человек. В дискуссии приняли участие - выступили с приветствиями и докладами, сделали сообщения: директор Института социальных наук ИГУ, заведующий кафедрой социальной философии и социологии, доктор философских наук, профессор Владимир Алексеевич Решетников; вице-президент и исполнительный директор «Некоммерческое партнерство товаропроизводителей и предпринимателей Иркутской области» (Объединение работодателей) Валерий Романович Ченских; проректор по учебной и социальной работе ИрГТУ, доктор технических наук, профессор Борис Борисович Пономарев; вице-президент Торгово-промышленной палаты Восточной Сибири Анатолий Петрович Стерхов; заведующая социологической лабораторией региональных проблем и инноваций ИГУ, доктор социологических наук, профессор, председатель Иркутского регионального отделения Российской социологической ассоциации Татьяна Ивановна Грабельных; Министр социального развития опеки и попечительства Семен Викторович Круть; заместитель директора Департамента агропромышленного комплекса Иркутской области Кузьма Романович Алдаров; заместитель директора ИСН ИГУ по науке, зав. кафедрой социальной экономики и регионоведения, доктор философских наук, профессор Олег Анатольевич Кармадонов; начальник организационно-кадрового отделаДепартамента образования г. Иркутска Галина Ивановна Усова; руководитель Регионального центра содействия трудоустройству и адаптации к рынку труда выпускников образовательных учреждений высшего профессионального образования Алексей Васильевич Скавитин; руководитель Службы содействия трудоустройству (ССТ) ИрГТУ Наталья Ивановна Дуняшина; председатель Комиссии по развитию гражданского общества, благотворительности и общественным инициативам Общественной палаты Иркутской области Альбина Анатольевна Широбокова; доцент кафедры социальной экономики и регионоведения ИСН ИГУ, кандидат экономических наук, доцент Виктор Петрович Чебунин; руководитель Центра комплексных социологических исследований Иркутского государственного технического университета Наталья Максимовна Струк; генеральный директор Научного общества «Байкальский Аналитический Центр», кандидат исторических наук, политолог Сергей Викторович Ильин.

Участники семинара акцентировали внимание на следующих проблемах трудоустройства выпускников:

«Человеческие ресурсы – самое важное на современном этапе. Для решения проблем трудоустройства необходимо осуществлять систематическую переподготовку сотрудников» (Решетников В.А.).

«Необходимо создание корпоративных лабораторий, международных и межрегиональных центров. Инвестиции в образование не должны облагаться налогами» (Ченских В.Р.).

«Отмечается тенденция поворота работодателей к высшей школе. В ИрГТУ работает служба по содействию трудоустройству выпускникам. Имеются 30 долговременных договоров, 500 краткосрочных договоров» (Пономарев Б.Б.).

«Проблема умения распоряжаться ресурсами. Ресурсы в организациях есть всегда, главное – нужно уметь ими вовремя и правильно распорядиться» (Стерхов А.П.).

«…Комплексность проблемы видится в 3-х ракурсах:

1. Переход от классической к новой модели университета, базирующейся на триаде «образование – исследования – инновации».

2. «Инвестиции в человека» как ведущий фактор инновационного развития региона.

3. Формирование потребности в создании новой модели трудоустройства выпускников в условиях регионального рынка труда…

В настоящее время активно утверждается современная модель университета. Речь идет о новой социально-экономической роли университета как центра воспроизводства интеллектуального потенциала общества, связанной с трансфером знаний. Университет становится ведущим участником и организационным посредником в кооперации образовательных и научных структур с производством, культурными учреждениями, общественными организациями и властными структурами. Целью кооперации является объединение усилий для решения междисциплинарных задач образования и науки, а также внедренческая инновационная деятельность.

Безусловно, важными гранями новой роли университета в обществе и своем регионе являются приоритетные задачи: не просто развития массового высшего образования, а формирование социальной потребности в высококвалифицированных специалистах, обладающих интеллектуальным потенциалом и практическими умениями; не только ориентация на новые области знаний, а совместное создание механизмов целевого внедрения и распространения новых знаний и инновационных технологий в самых разных сферах жизнедеятельности.

В результате проведенных исследований мы пришли к следующим результатам и выводам:

1. Специфика трудоустройства выпускников.

1. Выявлено, что выпускники ИСН по специальности «Социология» работают преимущественно в государственных учреждениях (31,7%); среднем бизнесе (24,4%) и в крупных российских компаниях (12,2%). Как правило, они работают специалистами (в том числе, главными специалистами) (22,7%) и менеджерами (13,6%). Выпускники данной специальности указали, что их трудовая деятельность не соответствует (47,6%) или соответствует не в полной мере (33,3%) полученному образованию. Между тем, подавляющее большинство опрошенных указали, что они удовлетворены ситуацией, связанной с их трудовой деятельностью, а именно работой (73,8%), своим статусом в организации (64,3%), и даже своей зарплатой (50,0%). Интересно, что на вопрос: «В каких областях знания в своей профессиональной деятельности в настоящее время Вы испытываете недостаток?» по всем категориям опрошенных имеем одинаковое распределение позиций: 1) юридические знания; 2) экономико-управленческие знания; 3) иностранные языки; 4) специальные, профилирующие знания. Обнаружилось, что выпускники-социологи не собираются сменить место работы в течение ближайшего года (60,5%). Что касается предполагаемого региона деятельности выпускников в ближайшие три года, большинство (77,1%) указали Иркутск и Иркутскую область. Тревожит тот факт, что даже в ближайшие три года предполагаемой специализацией деятельности выпускников видится не социология. Лишь 4,5% указали на данную специальность. В основном выделяются: управленческие структуры, финансы, маркетинг, педагогическая деятельность. На взгляд выпускников-социологов, в числе основных трудностей, с которыми они лично столкнулись в процессе трудоустройства – это не востребованность профессии (отметили 28,8%) и отсутствие опыта работы (22,2%). Среди проблем, которые на их взгляд, являются наиболее типичными для выпускников нашего региона – это опять-таки невостребованность специальности на рынке труда, отсутствие опыта работы и недостаточный уровень знаний. 40,9% респондентов (независимо от выпуска) затруднились ответить, насколько насыщен региональный рынок труда кадрами их специальности.

Среди мер, которые они предлагают для решения проблем трудоустройства выпускников данной специальности на уровне региона, в первую очередь выделяются: 1) сотрудничество вузов с крупными организациями и кадровыми агентствами; 2) создание в вузах структуры по трудоустройству; 3) прохождение практики с последующим трудоустройством; 4) содействие вуза в трудоустройстве выпускников; 5) заключение вузом договоров с организациями и предприятиями; 6) изменение специализации; 7) давать выпускникам дополнительные знания; 8) формирование потребности в специалистах-социологах на рынке труда и проч. Конкретно ИСН три пожелания: сотрудничество с организациями; эффективная организация практик у студентов; давать выпускникам дополнительные знания.

Мы также провели дифференцированный анализ данных, который показал, что мужчины более высоко оценивают свои перспективы карьерного роста, чем женщины. И именно они ориентированы в большей степени на выезд в Москву и Московскую область, другие города и регионы России (причем выпускники со стажем работы). Обнаружилось, что по выпуску 2004 года – 20,0% выпускников вообще не работают.

2. По «Менеджменту организаций» также обнаружилось, что 13,6% выпускников не работают. Те, кто работает, заняты в основном в среднем бизнесе, крупных российских компаниях, государственных учреждениях. 27,3% выпускников указали, что работают по специальности менеджерами. Как и у социологов проявилось, что у более половины опрошенных трудовая деятельность соответствует не в полной мере (37,5%), или не соответствует (22,5%) полученному образованию. Однако 32,5% респондентов указали, что их деятельность соответствует в полной мере. При этом, 35,7% оценили перспективы своего карьерного роста как отличные. Такой же показатель и по позиции – «хорошие перспективы». Между тем, 38,1% отметили, что собираются сменить место работы в течение ближайшего года. Процент ориентированных на Москву и Московскую область (предполагаемый регион деятельности выпускников в ближайшие три года) значительно больше, чем у социологов (17,6%). Более того, здесь имеет место и показатель «страны Европы, кроме стран СНГ». По предполагаемой специализации позиции распределились следующим образом (в порядке убывания): управление; торговля, маркетинг, строительство и недвижимость, экономика и финансы и др. Данная категория выпускников также считает, что работодатели прежде всего руководствуются при отборе выпускников на работу следующими параметрами: опыт работы; знания; личностные качества. Затем, - образование, результаты собеседования, вуз, специальность и т.д. Соответственно, среди трудностей, с которыми респонденты лично столкнулись в процессе трудоустройства, выделяется отсутствие опыта работы. В целом же, на взгляд респондентов, региональный рынок труда кадрами их специальности насыщен (перенасыщен указали 18,2%; в достаточной степени – 47,7%). Лишь 20,5% отметили, что не достаточно насыщен. Среди основных мер для решения проблем трудоустройства выпускников по данной специальности на уровне региона – повышение эффективности проведения практик и сотрудничество вузов с организациями. Мы проводили дифференцированный анализ по многим показателям.

Таким образом, мы видим, что ситуация по специальностям в плане подготовки выпускников достаточно неоднозначная, не устойчивая ситуация и на региональном рынке труда. С одной стороны, неопределенность и невостребованность, с другой – явное перенасыщение и тенденция к оттоку кадров за пределы региона. И в первом, и во втором случаях, требуется принятие соответствующих мер. Проблема трудоустройства выпускников видится как комплексная социальная проблема на уровне всего региона.

2. Ключевые требования работодателей к выпускникам в новых условиях…

3. Механизмы взаимодействия работодателей с вузом…

4. Основные принципы и формы сотрудничества университета с работодателями…» (Грабельных Т.И.).

«Существуют сложности трудоустройства выпускников на государственную службу: по закону Иркутской области существует требование – наличие опыта работы не менее 3-х лет. Выход из ситуации видится в связи между работой в областных организациях и переходом на государственную службу (опыт работы выпускники получают в областных учреждениях, что подготавливает их к государственной службе). Ведется сотрудничество с ИГУ - приблизительно 200 человек работает в системе социальной защиты. Выражаю надежду на дальнейшее сотрудничество» (Круть С.В.).

«Необходимо привлечение внимания правительства к решению проблем села. В последние годы возникают проблемы кадрового обеспечения сельскохозяйственного сектора. Возвращаются в село менее 30% кадров. Основные проблемы, которые необходимо решать для привлечения специалистов в село: жилье, уровень заработной платы, необходимы опыт и квалификация. Для решения проблем внедрена «Социальная программа развития села» для строительства жилья в сельской местности (400 человек получили поддержку). По программе – государство берет на себя 70-75% суммы постройки или покупки жилья. Благодаря реализации программы в 18 районах приостановился отток населения» (Алдаров К.Р.).

«Актуальной на сегодняшний день является проблема «социальной пригодности» выпускников. «Социальная пригодность» – жить в данном обществе, в данный период времени» (Кармадонов О.А.).

«Проблема дефицита кадров в дошкольном и начальном образовании. Социальные работники слабоориентированы на работу в учебных заведениях (из 45 человек, только 5 идут работать в школу). Проблема привлечения молодых специалистов в школу. Необходимо ориентировать студентов на работу в образовательных учреждениях, например, по специальности «Социальная работа» (Усова Г.И.).

«Существует необходимость создания служб трудоустройства выпускников. Основная проблема – дисбаланс системы высшего образования (многообразие специальностей, в них существует диспропорция). Исследования среди студентов показывают, что 1/3 студентов работают на старших курсах, 1/3 к выпуску уже имеют стаж работы. Необходимо сочетание учебного процесса и трудовой деятельности» (Скавитин А.В.).

«Освещение вопросов организации работы службы содействия трудоустройству выпускников ИрГТУ. Работа службы содействия трудоустройству выпускников ИрГТУ осуществляется по заявкам от компаний. Сотрудники службы занимаются преддипломной практикой студентов 5-х курсов. Университет проводит встречи с работодателями (ежегодно в университете проходит до 15 презентаций компаний). Связь между выпускниками и работодателями осуществляется следующим образом: готовится база данных по работодателям и по выпускникам, размещается информация на сайте и на стендах кафедр. По вопросу сотрудничества с работодателями и другими вузами – проводят в университете «Дни карьеры» («Дни открытых дверей») и привлекают Центры занятости. Осуществляют соответствие на профессиональную пригодность среди студентов 2-3-х курсов (тестирование и тренинги)» (Дуняшина Н.И.).

«Проблема состоит в том, что студенты не хотят работать бесплатно, но им необходимо приобретать определенные производственные навыки. Выходом из сложившейся ситуации видится создание «Социальной клиники» по типу «Юридической клиники». Студентам необходимо предоставлять инновационную практику. Студентов с 3-го курса нужно вести по интегрированной схеме, чтобы каждый из них поучаствовал в социальной работе» (Широбокова А.А.).

«По статистике только 20% выпускников работают по специальности. По результатам исследований существует только 5% профессионального соответствия (знаний, полученных за время обучения, и знаний, необходимых в профессиональной деятельности). Проблема состоит в том, что в настоящее время очень сложно определить все профессиональные компетенции, которые необходимы специалисту в его профессиональной деятельности. Решение видится в том, что вузы должны переключиться на проблему переквалификации и дополнительной квалификации. Служба содействия трудоустройству в вузе должна способствовать переходу студентов на индивидуальный план обучения, нужно содействовать раннему трудоустройству студентов, начиная с 3-го курса. В учебный план необходимо включать дисциплины, которые нужны работодателям (например, документоведение). Рекомендовать ввести систему государственных грантов для тех, кто идет на рабочие специальности в профессиональные училища» (Чебунин В.П.).

«Необходимо увеличить количество бюджетных мест в вузах. Совершать обмен студентами и организовывать практику студентов» (Струк Н.М.).

«Основная проблема – это малоопытность выпускника. Решением проблемы может выступать работа студентов во время прохождения практики с трудовым договором и оплатой труда. Еще одной проблемой выступают искусственно завышенные требования к выпускникам со стороны работодателей. Решение проблемы – организация служб повышения квалификации. Необходимо регулирование первичного рынка занятости выпускников. Важной также является проблема адаптации выпускников к трудовой деятельности. За время обучения в вузе нужно формировать у выпускников умение работать в корпоративных организациях» (Ильин С.В.).

По итогам семинара принята Резолюция - обращение к Органам государственной власти регионального значения; работодателям Иркутской области; руководителям высших учебных заведений; руководителям служб занятости и трудоустройства.

Также в рамках семинара состоялась презентация инновационных проектов студентов 4 курса специальности «Социология» и был проведен круглый стол с выпускниками Института социальных наук ИГУ разных лет. Важным итогом круглого стола явилось решение о создании Ассоциации выпускников Института социальных наук ИГУ.

 

Сентябрь 2008 – июнь 2009 гг. Выполнение научно-исследовательских работ и подготовка доклада «О состоянии гражданского общества в Иркутской области. 2008 год» по заказу Областного государственного учреждения «Аппарат Общественной палаты Иркутской области». Руководитель проекта – доктор социологических наук, профессор Т.И. Грабельных.

Основные исполнители - исследовательский коллектив: д-р социол. наук, проф. Грабельных Т.И. (руководитель), д-р филос. наук, проф. Решетников В.А. (консультант), канд. социол. наук, н.с. Саблина Н.А., канд. социол. наук, доц. Башкатова Т.Б., канд. филос. наук, доц. Бобков А.И., канд. филос. наук, доц. Попова В.В., канд. филос. наук, доц. Гольцова Е.В., канд. социол. наук Федосеева О.В., Толстикова А.В., Грицких Н.В., Дмитриева А.А., Багрий Е.И., Масендич Е.Н., Ильина А.В.

Виды научно-исследовательских работ по подготовке и написанию доклада «О состоянии гражданского общества в Иркутской области. 2008 год»:

-        разработка программы исследования.

-        разработка социологического инструментария – двух анкет (для опроса населения и экспертного опроса).

-        организация и проведение опроса населения.

-        организация и проведение экспертного опроса.

-        занесение данных опросов в компьютерную базу данных.

-        обработка данных опросов с использованием программы SPSS, выведение результатов исследования в форме таблиц, графиков, диаграмм.

-        подготовка аналитического отчета по результатам исследований.

-        статистический анализ.

-        анализ документов.

-        подготовка и оформление доклада.

По результатам исследования опубликован доклад:

О состоянии гражданского общества в Иркутской области. 2008 год: Доклад Общественной палаты Иркутской области / Т.И. Грабельных, А.А. Широбокова; рабочая группа по подготовке Доклада: Головных И.М. [и др.]; исслед. коллектив: Грабельных Т.И. [и др.]. – Иркутск: Общественная палата Иркутской области, 2009. – 212 с.

 

 

25 мая – 7 июня 2008 года участие в исследовании в рамках проекта «Интернациональность как критерий качества высшего образования» (Грабельных Т.И., Саблина Н.А.). Проведение экспертного интервью с руководящим составом ИГУ (Грабельных Т.И.).

 

Май 2008 г.: участие в анкетировании по всероссийской репрезентативной выборке совместно с Центром изучения общественного мнения ТюмГНГУ с целью совершенствования образовательных и воспитательных программ университетов. В исследовании приняли участие 100 преподавателей и 300 студентов 1-4 курсов ИГУ (Институт социальных наук, факультет филологии и журналистики, биолого-почвенный факультет, физический факультет). Виды проведенных работ: анкетирование, создание матриц; занесение данных в единую базу данных.

 

Июнь-июль 2008 г. проведение ежегодного мониторингового исследования по вопросам совершенствования учебного процесса в рамках перехода на новую модель образования и трудоустройства выпускников в условиях кризиса на тему: «Разработка прогнозной модели трудоустройства выпускников Института социальных наук ИГУ с учетом потребностей региона» (формирование информационного банка данных по выпускникам ИСН ИГУ – собраны данные на 43 выпускника 2006-2007 годов выпуска специальности «Менеджмент организации» (всего выпускников – 72 чел.) и на 41 выпускника 2003, 2004, 2005 годов выпуска специальности «Социология» (всего выпускников – 66 чел.); анкетирование выпускников ИСН ИГУ по специальностям «Социология» и «Менеджмент организации» - всего было опрошено 88 выпускников (из них 44 выпускника по специальности «Социология» и 44 выпускника по специальности «Менеджмент организаций»).

Проведение экспертного опроса среди руководителей ведущих организаций и предприятий крупных городов Иркутской области (Иркутск, Шелехов, Ангарск, Братск) – всего был опрошен 51 респондент; формирование базы данных по работодателям (собрано информации по 237 организациям и учреждениям для выпускников по специальности «Социология», по 250 организациям и учреждениям для выпускников по специальности «Менеджмент организаций»).

 

16-18 сентября 2008 г. участие доктора социологических наук, профессора Т.И. Грабельных в VII международной научной конференции (Байкальская встреча) (г. Улан-Удэ).

20 сентября 2008 г. участие зав. социологической лабораторией, профессора Т.И. Грабельных в Третьем Балтийском образовательном форуме «Инновационное развитие университетов: вызовы и возможности» (г. Калининград-Светлогорск).

16-17 октября 2008 г. участие научного сотрудника лаборатории Н.А. Саблиной во Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Российская семья в ХХI веке: тенденции и перспективы» (г. Тольятти).

21-24 октября 2008 г. участие доктора социологических наук, профессора Т.И. Грабельных в III Всероссийском социологическом конгрессе «Социология и общество: проблемы и пути взаимодействия» (г. Москва).

25 марта 2008 г. участие зав. социологической лабораторией, профессора Т.И. Грабельных в IV Всероссийской научной конференции «Сорокинские чтения» (г. Тюмень).

24-25 апреля 2008 г. заочное участие Т.И. Грабельных и Н.А. Саблиной в III Всероссийской научно-практической конференции «Социально-экономическое и инновационное развитие региона» (г. Самара).

 

В 2008 году по приоритетному направлению научной деятельности СЛРПИ «Инновационное пространство региона: структура, механизмы формирования, перспективы развития» (государственная регистрация, № 0120.0 804596, код ВНТИЦ 02 0302 530.0325) аспиранткой кафедры социальной философии и социологии Корнеевой Еленой Ивановной защищена кандидатская диссертация по специальности 22.00.04 – социальная структура, социальные институты и процессы на тему «Специалисты в области связей с общественностью и особенности их адаптации к современным условиям». Научный руководитель – д-р социол. наук, профессор Грабельных Т.И.

 

На базе Социологической лаборатории региональных проблем и инноваций ИГУ в 2007-2008 учебном году прошли социологическую производственную практику 33 студента-социолога 2 и 3 курса (18 студентов-социологов 2 курса и 15 студентов-социологов 3 курса).