На главную Карта сайта Контакты

 

Как нас найти
664003, г. Иркутск, ул. Ленина, 3,
т.(3952) 200-205
e-mail: vresh@socio.isu.ru,
socioisu@mail.ru

Институт социальных наук ИГУ

Кафедра социальной философии и социологии

Лекция 4. КАТЕГОРИИ, ПОНЯТИЯ И ЗАКОНЫ СОЦИОЛОГИИ

 

I.                   Система основных категорий (понятий) в социологии

            Социальное явление всегда имеет определенное социальное качество.

Например: “Группа студентов” — социальное явление. Его качества:

            1) это люди, которые учатся;

            2) имеют среднее или среднеспециальное образование;

            3) определенный возраст (до 35 лет);

            4) определенный уровень интеллекта

и т.д.

            Эти качества социального явления бесконечно многообразны и находятся в постоянном движении.— такое социальное объединение как   “группа студентов дневного отделения”           имеет несколько типов характеристик. Например,  качественные характеристики:

            — “группа студентов вечернего отделения”;

            — “группа студентов технического вуза”;

            — “группа студентов гуманитарного вуза;

            и т.д.

         Конкретные состояния социального явления — это другие качественные характеристики.

            Все характеристики подвижны и предстают самыми различными оттенками “целого”, т.е. самого социального явления в целом. Это единство и многообразие, постоянство и подвижность любого социального явления в его конкретном состоянии отражается в соответствующих категориях, понятиях и законах социологии.

         Для описания конкретного состояния того или иного социального явления необходима вся система знаний:

            1) как относительно социального вообще;

            2) так и относительно специальной области данного социального явления вплоть до его конкретного состояния.

         Содержание объекта и предмета всякой науки получает развернутое отражение в системе категорий, понятий и законов данной науки. Они образуют теоретический остов всего объема знаний науки и одновременно являются необходимым инструментом для познания, анализа и оценки конкретного объекта исследования.

            Из выше сказанного следует  вывод:

            В познании любого социального явления в социологическом аспекте необходимо учитывать два взаимосвязанных момента (противоречия):

            1) Признание индивидуальности, конкретности изучаемого социального явления ( в нашем примере группы студентов).

            2) Выделение существенных характеристик социального явления, связанных с проявлением статистических закономерностей распределения признаков, общих для данного класса социальных явлений, которые проявляют себя в определенных условиях и дают основание делать выводы о закономерном характере развития, функционирования и структуре как данного социального явления, так и всего класса родственных явлений.

            Здесь применима теория вероятности и закон больших чисел: чем выше вероятность проявления какого-то признака, тем достовернее и обоснованнее наше суждение о каком-то конкретном социальном явлении и его качественных и количественных характеристиках.

            Поэтому и система категорий и законов социологии будет тем конструктивнее и эффективнее, если она учитывает эти два момента социального познания.

            Итак. категории, понятия каждой науки отражают прежде всего качество объективной реальности, которая является объектом данной науки.

Специфика объекта и предмета науки определяет специфику категорий (понятий) данной науки.

            Категорийный или понятийный аппарат — это один из главнейших вопросов для всякой науки. Именно в этом концентрируется выработанное общественное знание. Степень разработанности категорийного аппарата характеризует уровень познания в той или иной науке. И наоборот — углубление познаний в науке обогащают категории и понятия.

            Для социологии одной из основных и предельно широкой категорией является категория “социального”. «Социальное» по своему содержанию — это отражение организации и жизнедеятельности общества как субъекта исторического процесса. Оно аккумулирует в себе опыт, традиции, знание, способности и т.д. Поэтому знание социального проявляет себя в следующих функциях:

            — как критерий оценки соответствия состояния общества и его элементов достигнутому уровню социального прогресса;

            — способствует пониманию, в какой степени социальное явление, процесс, общность содействуют гармоничному развитию общества и личности в их целостном единстве;

            — выступает основанием разработки социальных норм, нормативов, целей и прогнозов общественного развития;

            — детерминирует содержание интересов, потребностей мотивов, установок в деятельности социальных общностей и личностей;

            — оказывает непосредственное влияние на формирование общественных ценностей и жизненных позиций людей,  на их образ жизни;

            — выступает мерой оценки каждого из видов общественных отношений, их соответствия реальной практике и интересам общества и человека.

         Социальное — это совокупность тех или иных свойств и особенностей общественных отношений, интегрированных индивидами или общностями в процессе совместной деятельности (взаимодействия) в конкретных условиях и проявляющихся в их отношениях друг к другу, к своему положению в обществе, к явлениям и процессам общественной жизни.

            Историческая справка: К. Маркс и Ф. Энгельс в своих трудах использовали два термина:

            — общественный

            — социальный

            Понятие “общественный”, “общественные отношения” и т.д. употреблялись, когда речь шла об обществе в целом (экономической, политической, духовной и т. д. сферах). Оно часто отождествлялось с понятием “гражданское”.

            Понятие “социальный» употреблялось при исследовании природы отношений людей друг к другу, к факторам и условиям жизнедеятельности, положению и роли человека в обществе и т. п.

         Разрабатывая теорию исторического материализма, К. Маркс и Ф. Энгельс главное внимание уделяли взаимодействию всех сторон жизнедеятельности общества и потому использовали термин “общественные отношения”. В дальнейшем ученые-марксисты упустили из виду это обстоятельство и стали отождествлять понятия “общественное” и “социальное”.            Когда социология была заменена историческим материализмом, специфический объект социологических знаний, социальные связи и отношения, был утрачен.

            В странах Западной Европы и США понятие “социальное” традиционно использовалось в узком значении, т.е. так как понимали этот термин К.Маркс и Ф.Энгельс. А для того, чтобы обозначить явления и процессы, относящиеся к обществу в целом, было введено понятие “социетальный”, используемое для характеристики общества в целом, всей системы общественных отношений (экономических, политических, социальных, духовных).

            В советской России  использовались понятия “общественное” и “гражданское”. Первое – как синоним “социального”, второе – как термин юридической науки, т. е. истинное смысловое значение социального было утрачено вместе и с самой наукой социологией.

(Конец исторической справки).

 

         Социальная сфера – это сфера воспроизводства субъекта, т. е. воспроизводства субъекта для будущего и поддержания его существования в настоящем, для того, чтобы можно было плодотворно функционировать в сферах производственной, политической, культурно-духовной.

            Реальность,  в которой мы живем представляет собой единое целое, состоящее из множества  элементов, составляющих систему.Это означает, что элементы реальности (рассматриваемой как системы),  имеют структуру связи.

            Аналогично: общество есть целое, а общество есть система, состоящая из множества не просто людей, а их связей, которое образует  как численное множество так  и  единое  целое. Это единое целое характеризуется  такими категориями как «явления». “целое”, “множество”, “структура”, “функция”, “социальная роль”,  «статус» и т.д.

            Чтобы изучить общество как социальную систему, надо познать его структуру, т.е. сложное взаиморасположение  социальных элементов относительно друг друга. Только после этого мы сможем выяснить их взаимосвязи.

            Социальные отношения функциональны, т.е. у каждого члена общества есть свои функции (у журналиста, врача, учителя, металлурга, пенсионера, мужа, жены и т. д.). Это определяет “социальную роль” – это нормативно одобренный шаблон поведения, который усваивается человеком в процессе социализации личности. Каждый человек в разные периоды жизни выполняет большое количество социальных ролей. Например, в детстве он(а) – сын(дочь), школьник(ца), пациент(ка) и т.д. В зрелом возрасте он(а) – работник(ца), пешеход, покупатель, зритель, клиент и .д.

            «Статус» - это интегральное положение человека в обществе, которое напрямую зависит от выполняемых человеком социальных ролей. Статусов каждый человек имеет тоже несколько. Например, его положение в семье, среди друзей и т.д. Но определяющим является  производственный статус: директор, рабочий, врач, профессор, студент и т.д.

            Не менее существенное значение в социологии имеет категория «институционализация» и «социальный институт»

            Социальные институты (от лат. institutum - установление, учреждение) - это исторически сложившиеся устойчивые формы организации совместной деятельности людей. Термин "социальный институт" употребляется в самых разнообразных значениях. Говорят об институте семьи, институте образования, здравоохранения, институт государства и т. д. Первое, чаще всего употребляемое значение термина "социальный институт" связано с характеристикой всякого рода упорядочения, формализации и стандартизации общественных связей и отношений. А сам процесс упорядочения, формализации и стандартизации называется институционализацией.

            Процесс институционализации включает в себя ряд моментов:

            1) Одним из необходимых условий появления социальных институтов служит соответствующая социальная потребность. Институты призваны организовывать совместную деятельность людей в целях удовлетворения тех или иных социальных потребностей. Так институт семьи удовлетворяет потребность в воспроизводстве человеческого рода и воспитании детей, реализует отношения между полами, поколениями и т. д. Институт высшего образования обеспечивает подготовку рабочей силы, дает возможность человеку развить свои способности для того, чтобы реализовать их в последующей деятельности и обеспечивать свое существование и т.д. Возникновение определенных общественных потребностей, а также условия для их удовлетворения являются первыми необходимыми моментами институционализации.

            2) Социальный институт образуется на основе социальных связей, взаимодействия и отношений конкретных лиц индивидов, социальных групп и иных общностей. Но он, как и другие социальные системы, не может быть сведен к сумме этих лиц и их взаимодействий. Социальные институты носят надиндивидуальный характер, обладают своим собственным системным качеством. Следовательно, социальный институт представляет собой самостоятельное общественное образование, которое имеет свою логику развития. С этой точки зрения социальные институты могут быть рассмотрены как организованные социальные системы, характеризующиеся устойчивостью структуры, интегрированностью их элементов и определенной изменчивостью их функций.

            Что же это за системы? Каковы их основные элементы? Прежде всего, это система ценностей, норм, идеалов, а также образцов деятельности и поведения людей и других элементов социокультурного процесса. Эта система гарантирует сходное поведение людей, согласовывает и направляет в русло их определенные стремления, устанавливает способы удовлетворения их потребностей, разрешает конфликты, возникающие в процессе повседневной жизни, обеспечивает состояние равновесия и стабильности в рамках той или иной социальной общности и общества в целом.

            Само по себе наличие этих социокультурных элементов еще не обеспечивает функционирование социального института. Для того, чтобы он работал, необходимо, чтобы они стали достоянием внутреннего мира личности, были усвоены ими в процессе социализации, воплотились в форму социальных ролей и статусов. Усвоение индивидами всех социокультурных элементов, формирования на их основе системы потребностей личности, ценностных ориентаций и ожиданий является вторым важнейшим элементом институционализации.

            3) Третьим важнейшим элементом институционализации является организационное оформление социального института. Внешне социальный институт представляет собой совокупность лиц, учреждений, снабженных определенными материальными средствами и выполняющими определенную социальную функцию. Так, институт высшего образования состоит из определенной совокупности лиц: преподавателей, обслуживающего персонала, чиновников, которые действуют в рамках таких учреждений, как вузы, министерство или Госкомитет по высшей школе и т. д., которые для своей деятельности располагают определенными материальными ценностями (зданиями, финансами и т. д.).

            Итак, каждый социальный институт характеризуется наличием цели своей деятельности, конкретными функциями, обеспечивающими достижение такой цели, набором социальных позиций и ролей, типичных для данного института. На основе всего вышеизложенного, можно дать следующее определение социального института. Социальные институты - это организованные объединения людей выполняющих определенные социально значимые функции, обеспечивающие совместное достижение целей на основе выполняемого членами своих социальных ролей, задаваемых социальными ценностями, нормами и образцами поведения.

 

Виды и функции социальных институтов

            Каждый социальный институт выполняет свою, характерную для него социальную функцию. Совокупность этих социальных функций складывается в общие социальные функции социальных институтов как определенных видов социальной системы. Эти функции очень многообразны. Социологи разных направлений стремились как-то классифицировать их, представить в виде определенной упорядоченной системы. Наиболее полную и интересную классификацию представила так называемая "институциональная школа". Представители институциональной школы в социологии (СЛипсет; Д.Ландберг и др.) выделили четыре основных функции социальных институтов:

            1) Воспроизводство членов общества.      Главным институтом, выполняющим эту функцию, является семья, но к ней причастны и другие социальные институты, такие, как государство.

            2) Социализация -- передача индивидам установленных в данном обществе образцов поведения и способов деятельности - институты семьи, образования, религии и др.

            3) Производство и распределение. Обеспечиваются зкономическо-социальными институтами управления и контроля - органы власти.

            4) Функции управления и контроля осуществляются через систему социальных норм и предписаний, реализующих соответствующие типы поведения: моральные и правовые нормы, обычаи, административные решения и т. д. Социальные институты управляют поведением индивида через систему поощрений и санкций.

            Социальные институты отличаются друг от друга своими функциональными качествами:

            1) Экономическо-социальные институты -собственность, обмен, деньги, банки, хозяйственные объединения различном типа - обеспечивают всю совокупность производства и распределения общественного богатства соединяя, вместе с тем, экономическую жизнь с другими сферами социальной жизни.

            2) Политические институты - государство, партии, профсоюзы и другого рода общественные организации, преследующие политические цели, направленные на установление и поддержание определенной формы политической власти. Их совокупность составляет политическую систему данного общества. Политические институты обеспечивают воспроизводство и устойчивое сохранение идеологических ценностей, стабилизируют доминирующие в обществе социально-классовые структуры.

            3) Социокультурные и воспитательные институты ставят целью освоение и последующее воспроизводство культурных и социальных ценностей, включение индивидов в определенную субкультуру, а также социализацию индивидов через усвоение устойчивых социокультурных стандартов поведения и, наконец, защиту определенных ценностей и норм.

            4) Нормативно-ориентирующие - механизмы морально-этической ориентации и регуляции поведения индивидов. Их цель - придать поведению и мотивации нравственную аргументацию, этическую основу. Эти институты утверждают в сообществе императивные общечеловеческие ценности, специальные кодексы и этику поведения.

            5) Нормативно-санкционирующие - общественно-социальную регуляцию поведения на основе норм, правил и предписаний, закрепленных в юридических и административных актах. Обязательность норм обеспечивается принудительной силой государства и системой соответствующих санкций.

            6) Церемониально-символические и ситуационно-конвенциональные институты. Эти институты основаны на более или менее длительном принятии конвенциональных (по договору) норм, их официальном и неофициальном закреплении. Эти нормы регулируют повседневные контакты, разнообразные акты группового и межгруппового поведения. Они определяют порядок и способ взаимного поведения, регламентируют методы передачи и обмена информацией, приветствия, обращения и т.д., регламент собраний, заседаний, деятельность каких-то объединений.

            Нарушение нормативного взаимодействия с социальной, средой, в качестве которой выступает общество или сообщество, называется дисфункцией социального института. Как отмечалось ранее, основой формирования и функционирования конкретного социального института является удовлетворение той или иной социальной потребности. В условиях интенсивного протекания общественных процессов, ускорения темпов социальных перемен может возникнуть ситуация, когда изменившиеся общественные потребности не находят адекватного отражения в структуре и функциях соответствующих социальных институтов. В результате в их деятельности может возникнуть дисфункция. С содержательной точки зрения, дисфункция выражается в неясности целей деятельности института, неопределенности функций, в падении его социального престижа и авторитета, вырождении его отдельных функций в "символическую", ритуальную деятельность, то есть деятельность, не направленную на достижение рациональной цели.

            Одним из явных выражений дисфункции социального института является персонализация его деятельности. Социальный институт, как известно, функционирует по своим, объективно действующим механизмам, где каждый человек, на основе норм и образцов поведения, в соответствии со своим статусом, играет определенные роли. Персонализация социального института означает, что он перестает действовать в соответствии с объективными потребностями и объективно установленными целями, меняя свои функции в зависимости от интересов отдельных лиц, их персональных качеств и свойств.

            Неудовлетворенная общественная потребность может вызвать к жизни стихийное появление нормативно неурегулированных видов деятельности, стремящихся восполнить дисфункцию института, однако за счет нарушения существующих норм и правил. В своих крайних формах активность подобного рода может выражаться в противоправной деятельности. Так, дисфункция некоторых экономических институтов является причиной существования так называемой "теневой экономики", выливается в спекуляцию, взяточничество, кражи и т.п. Исправление дисфункции может быть достигнуто изменением самого социального института или же созданием нового социального института, удовлетворяющего данную общественную потребность.

            Исследователи выделяют две формы существования социальных институтов: простую и сложную. Простые социальные институты - организованные объединения людей, которые выполняют определенные социально значимые функции, обеспечивающие совместное достижение целей на основе выполнения членами института своих социальных ролей, обусловленных социальными ценностями, идеалами, нормами. На этом уровне управляющая система не выделилась в самостоятельную систему. Социальные ценности, идеалы, нормы сами обеспечивают устойчивость существования и функционирования социального института.

         Самостоятельное и значительное место в системе категорий и понятий социологии занимают категории (понятия), отражающие специфику сбора и обработки социальной информации, организации и поведения социологического исследования. Это такие категории как: “социологическое исследование”, “программирование и организация соц. исследования”, “техника и методика соц. исследования”, “методы сбора первичной информации”, “инструментарий соц. исследования” и т. д.

            Группа категорий: “социальная инженерия”, “социальное проектирование”, “социальные технологии”, и т. п. раскрывает специфический характер применения знания социологии для преобразования жизнедеятельности социального субъекта.

            Ядро всякой науки составляют ее законы. Закон – это существенная связь или существенное отношение, обладающее всеобщностью, необходимостью и повторяемостью при данных условиях.

             Социальный закон есть социальное явление, которое имеет место с необходимостью при стечении одних и тех же обстоятельств. Социальный закон – это выражение существенной, необходимой связи социальных явлений и процессов, прежде всего связей социальной деятельности людей или их действий. Социальные законы выражают устойчивое взаимодействие сил и их равнообразующую, которая раскрывает сущность явлений и процессов. Исследовать социальные законы и закономерности – значит установить существенные и необходимые связи между различными элементами социальной сферы.

 

Классификация законов

            Законы различаются по времени действия: общие – действующие во всех общественных системах. Например, закон стоимости и товарно-денежных отношений.

            Специфические — действующие в рамках одной или нескольких общественных систем. Например, закон перехода от одного типа общества к другому.

            Законы различаются по степени общности:

            — характеризующие развитие социальной сферы в целом.

— определяющие развитие отдельных элементов социальной сферы: классов, групп, наций и т.д.

            Законы различаются по способу их проявления:

            — Динамические — определяют направление, факторы и формы социальных изменений, фиксируют жесткую, однозначную связь между последовательностью событий в конкретных условиях

            — Статистические (стохастические) — отражают тенденции при сохранении стабильности данного социального целого, обуславливают связь явлений и процессов не жестко, а с определенной степенью вероятности. Фиксирует лишь индивидуальные отклонения от заданной динамическим законом линии движения. Характеризуют не поведение каждого объекта в исследуемом классе явлений, а некоторое свойство или признак, присущий классу объектов в целом. Устанавливают тенденцию поведения данного класса объектов в соответствии с их общими свойствами и признаками.

         — Причинные — фиксируют строго детерминированные связи развития социальных явлений. Например,  для повышения рождаемости надо улучшить социально - бытовые  условия жизни.

            — Функциональные — отражают эмпирически наблюдаемые и строго повторяющиеся взаимные зависимости между социальными явлениями. Например, способ производства при переходе от одной социально-экономической  формации к другой.

            Закон об определяющей роли бытия по отношению к сознанию. Например, рост экономической самостоятельности женщин повышает вероятность разводов.

            Законы развития (развития самоуправления) обуславливают переход от одного качества социального объекта к другому.

            Законы функционирования. Например, распределение ролевых функций  и статусов в семье.

 

Типологизация социальных законов по формам связей (5 категорий)

            I категория. Законы, отражающие инвариантное (неизменяющееся) сосуществование социальных или связанных с ними явлений. Т. е. если есть явление А, то обязательно должно быть и явление Б. Например,  при тоталитарном управлении обязательно есть латентная оппозиция.

            II категория. Законы, отражающие тенденции развития. Они обуславливают динамику структуры социального объекта, переход от одного порядка взаимоотношений к другому. Это определяющее воздействие предыдущего состояния структуры на последующее носит характер закона развития.

            III категория. Законы, устанавливающие функциональную зависимость между социальными явлениями. Обеспечивается сохранение социальной системы, но подвижны ее элементы. Эти законы характеризуют вариабельность системы, возможность принимать различные состояния.

            Если законы развития обуславливают переход от одного качества социального объекта к другому, то законы функционирования создают предпосылки для этого перехода. Например, чем активнее студенты работают на занятиях, тем лучше они овладевают учебным материалом.

            IV категория. Законы, фиксирующие причинную связь между социальными явлениями. Например, необходимым условием повышения рождаемости в стране является улучшение социально-бытовых условий.

            V категория. Законы, устанавливающие вероятность связей между социальными явлениями. Например, рост экономической самостоятельности женщин повышает вероятность разводов или рост алкоголизма в стране повышает вероятность детской патологии.

            Социальные действия характеризуются случайной величиной. Эти случайные величины в совокупности образуют некую среднюю равнодействующую величину, которая выступает как форма проявления социального закона.

            Социальная закономерность не может проявляться иначе как в средней, общественной, массовой закономерности при взаимодействии индивидуальных уклонений в ту или другую сторону.

            Для выявления средней равнодействующей необходимо:

            1) установить направленность действий сходных групп людей в одинаковых условиях;

            2) установить систему социальных связей, рамками которых эта деятельность обусловливается;

            3) установить степень повторяемости и устойчивости социальных действий и взаимодействий групп личностей в условиях данной социальной системы функционирования.

            Если мы наблюдаем за одним человеком – действие социальных законов мы не увидим. Если мы наблюдаем социум, то с учетом отклонений у каждого индивида в том или другом направлении, получаем закономерность.

 Закономерность – это устойчивое воспроизведение социальной ситуации, но в конкретном социуме.

Поэтому из генеральной совокупности, которая состоит из всех индивидов включенных в эмпирическую базу исследования,   составляется  выборочная совокупность (т.е. модель генеральной совокупности максимально схожая в количественном и качественном отношениях с генеральной совокупностью). При использовании соответствующих методов, по выборочной совокупности собираются эмпирические данные, которые затем анализируются. В результате анализа социолог делает выводы и составляет рекомендации в отношении решения изучаемой проблемы. Если выборка сделана неверно и не отражает количественно-качественное состояние генеральной совокупности, то выводы и рекомендиции исследователя будут неверными и только запутаю проблему.              Если выборка сделана верно, то закономерность выводится точно.

            Таким образом, социология как наука опирается на сложную иерархическую систему законов, характеризующих особенность бытия в его различных проявлениях.

 

Содержание